• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как работают госзакупки через интернет, что продают и как поучаствовать (инфографика)

Самые крупные тендеры объявляет Минобороны, "Укрпочта" интересуется мылом, а Раде нужны спреи для волос

В Украине набирает популярность система электронных госзакупок ProZorro: по оценкам Минэкономики, ее использование в феврале-сентябре позволило бюджету сэкономить 200 млн грн. Напомним, еще зимой волонтеры, министерства и предприниматели запустили пилотную площадку, где ведомства выставляют допороговые тендеры — по товарам до 100 тыс. грн и работам до 1 млн грн. А предприниматели (физлица и юрлица) участвуют в гостендерах на поставки одежды, канцтоваров, обуви (см. инфографику). В числе госзаявок можно обнаружить и нестандартные лоты: так, Мариупольский морторгпорт закупает тряпье (для уборки), а Управделами аппарата ВР — лак для волос (для парикмахерской). По словам экспертов, запуск ProZorro позволил решить важную проблему — теперь при проведении гостендеров бюджетные средства используются прозрачно. "В сентябре более 650 органов госвласти разместили около 9,5 тыс. тендеров. Их бюджет достиг 3,5 млрд грн", — поясняет Николай Жандоров, руководитель Zakupki.prom.ua, входящей в структуру ProZorro.

АЗБУКА. ProZorro — это электронная система госзакупок, состоящая из центральной базы данных и подключенных шести торгплощадок — dz.prom.ua, e-tender, newtend, publicbid, держзакупівлі.онлайн, smarttender. "Это сайты, где госзаказчики размещают объявления. Любое предприятие регистрируется, предлагает продукцию с ценой. И не только предлагает, но и уменьшает цену в ходе понижающего аукциона, чтобы обойти конкурентов, выиграть тендер", — поясняет замминистра экономики Максим Нефедов. При этом если сумма госзаказа меньше 35 тыс. грн, предприниматели участвуют бесплатно. А в случае дорогих тендеров поставщик вносит 175 грн. Заметим, что в основном через ProZorro идут допороговые закупки. Но есть исключения: к примеру, Кабмин разрешил Минобороны проводить надпороговые закупки одежды, обуви, продуктов и прочих неспецифичных товаров. Сами предприниматели считают, что участие в ProZorro позволяет найти новых клиентов. "В системе есть полезные новшества, например, удобно получать на почту уведомления о тендерах, которые интересны в рамках деятельности компании, ведь нет времени их просматривать", — говорит предприниматель Татьяна Роздайбеда.

ЧТО ДАЛЬШЕ. До конца 2016 года Минэкономики планирует перевести в онлайн все госзакупки, кроме специфичных и оборонных. Это сделают, объединив ProZorro и ГП "Внешторгиздат". Также власти хотят создать Реестр компаний-нарушителей правил госзакупок — их не допустят к тендерам. А пока ProZorro ждет трансформация: Рада приняла закон, по которому повышен порог торгов для товаров до 200 тыс. грн, для работ до 1,2 млн грн. "Это нововведение заработает до конца 2015-го. А на реализацию всей реформы надо пять лет. Сама идея хорошая, но вопрос — удастся ли убить коррупцию и договорняк. Ведь пока ведомства неохотно подключаются к системе. Процесс двигался бы быстрее, если бы их законодательно обязали проводить закупки только открыто. Плюс необходимо повышать порог. Тогда, крупные гостендеры смогут контролировать не только чиновники, но и общественность", — считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский.

1 из 1

Как участвовать: этапы процедуры

Сама процедура участия предприятий в электронных гостендерах состоит из пяти этапов, рассказывает Жандоров. "Первый — период уточнений, когда поставщики задают вопросы госзаказчикам, например по условиям, срокам, теххарактеристикам. Второй — прием предложений. Здесь поставщики подают заявки и документы (по желанию), указывают стоимость. При этом госзаказчик не видит ни названия фирм-участников, ни цен предложений", — уточняет эксперт. По его словам, третий этап — аукцион — проходит в три раунда: "Здесь поставщики могут предложить лучшую цену по тендеру. Как правило, во всех раундах каждому участнику предоставляется по две минуты, чтобы изменить стоимость предложения. Раунды идут друг за другом, с перерывом в две минуты. После открывается список участников и их предложения. Система автоматически выбирает победителя: им становится поставщик, предложивший наилучшую, то есть самую низкую цену".

Четвертый этап — квалификация: "Идет оценка предложения кандидата-победителя, изучаются документы. Если бумаги не были прикреплены к заявке, то заказчик их запрашивает. Если бумаги, цена и само предложение соответствуют условиям тендера, компания объявляется победителем. Если же выявляются несоответствия, право исполнить гостендер получает следующая компания, предложившая вторую по выгоде цену", — разъясняет Жандоров. И наконец, пятый этап электронных госторгов — "предложения рассмотрены". На этом этапе идет подготовка и подписание договора. После того как в систему загружается подписанный договор, статус тендера меняется на "завершен".

Источник:

http://www.segodnya.ua/economics/enew...

Комментарии к материалу