Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы?

Напомним, что право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы предоставлено органам местного самоуправления (далее – ОМС) ст. 143 Конституции Украины. Эти вопросы решаются исключительно на пленарных заседаниях городских, сельских или поселковых советов (п. 24 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине).

Если же местным советом не принято решение по местным налогам и сборам, то согласно Налоговому кодексу (далее – НК) применяются их минимальные ставки. Исключение предусмотрено для платы за землю – она взимается по ставке, действовавшей до 31 декабря года, предшествующему бюджетному периоду, в котором должен уплачиваться этот налог.

Решение об установлении местных налогов и сборов должно быть официально обнародовано до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых налогов и сборов. В течение 10 дней со дня обнародования копии этого решения нужно направить контролирующему органу, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов.

Кроме того, органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка, а также объекта жилой и/или нежилой недвижимости, решения по ставкам и льготам по уплате этих налогов, предоставленным юридическим и/или физическим лицам, по форме, утвержденной Кабмином. Но до сих пор такая форма не была утверждена.

Напомним, что проект постановления КМУ «Об утверждении Типового решения об установлении местных налогов и сборов, Типового положения об обложении платой за землю, Типового положения об обложении налогом на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка» еще 16.03.17 г. было размещено на официальном сайте ГФС в подразделе «Деятельность»/«регуляторная политика»/«Проекты регуляторных актов»/«2017 год». Однако в процессе обсуждения из него были исключены Типовые положения об обложении платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. По мнению экспертов Ассоциации городов Украины, они нарушали требования Конституции и Европейской хартии местного самоуправления, поскольку органы исполнительной власти, их должностные лица не имеют права вмешиваться в законную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, в частности, путем установления определенных форм для утверждения местных налогов и сборов.

Поэтому Постановлением № 483 утверждено только Типовое решение об установлении ставок и льгот по уплате земельного налога на _____ год (далее – Решение о налоге на землю) и Типовое решение об установлении ставок и льгот по уплате налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, на _____ год (далее – Решение о налоге на недвижимое имущество). Обращаем внимание, что текст решения не содержит ставок налогов и льгот, а они должны быть указаны в приложениях 1 и 2 соответственно.

Так, в приложении 1 к Решению о налоге на землю ставки налога должны быть определены по земельным участкам, нормативная денежная оценка (далее – НДО) которых проведена (независимо от местонахождения), и по земельным участкам за пределами населенных пунктов, НДО которых не проведена, отдельно для физических и юридических лиц по каждому виду целевого назначения земель. В приложении 2 к форме указанного Решения размер льготы должен быть установлен в процентах к сумме годового налогового обязательства в разрезе групп плательщиков, категорий/целевого назначения земельного участка.

Кроме того, примечания к приложениям содержат ссылки на нормативные документы, согласно которым определяется вид целевого назначения земель и предоставляются льготы по налогообложению, а также напоминают, что ставка налога должна быть зафиксирована десятичной дробью с тремя (в случае необходимости – четырьмя) десятичными знаками после запятой.

Если ОМС устанавливают разные ставки для населенных пунктов, которые входят в его административно-территориальную единицу, такие приложения утверждаются по каждому населенному пункту отдельно. Также в случае установления разных льгот на территориях разных населенных пунктов ОМС отдельно утверждаются льготы для каждого населенного пункта.

В приложении 1 к Решению о налоге на недвижимое имущество ставки налога должны быть определены отдельно для юридических и физических лиц по категории зданий и сооружений с учетом зоны административно-территориальной единицы. Если ставки устанавливаются без учета зоны, то они указываются в колонке приложения 1, отведенной для зоны 1. Приложение содержит примечания со ссылками на нормативные документы, согласно которым проводится классификация зданий и сооружений, а также освобождение от налогообложения, а также указано, что ставка налога должна быть зафиксирована десятичной дробью с тремя (в случае необходимости – с четырьмя) десятичными знаками после запятой.

Поскольку Постановление № 483 вступило в силу с 25.07.17 г., а решения ОМС об установлении указанных налогов и льгот были обнародованы (а соответственно и приняты) до 15.07.17 г., то в них могут быть не учтены нормы данного постановления. В таком случае ОМС должны внести изменения в свои решения, в частности утвердить ставки налогов и размер льгот с применением форм, приведенных в приложениях к Постановлению № 483.

Напомним, что перечень налогов и сборов, которые входят в состав доходов общего фонда местных бюджетов и уплата которых обязательна на территории соответствующих громад, приведен в Бюджетном кодексе. Их размер устанавливается в границах предельных ставок, утвержденных НК. Для наглядности приведем их в таблице (см. таблицу).

Налоги и сборы, которые утверждаются Типовыми решениями

Размер налоговой ставки

Льготы

Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка

С 01.01.17 г. в соответствии с обновленным пп. 266.5.1 НК ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельских, поселковых, городских советов или советов объединенных территориальных громад, которые созданы согласно законодательству и плану формирования территорий громад, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости.
С 01.01.17 г. размер налоговой ставки не может превышать 1,5 % размера минимальной зарплаты (далее – МЗП), установленной на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения.

Общие льготы по налогу для физических лиц – плательщиков этого налога установлены независимо от их имущественного состояния и уровня доходов (пп. 266.4.1 НК).
Так, база налогообложения объектов жилой недвижимости, в т. ч. их долей, которые находятся в собственности физических лиц, уменьшается:
– для квартир (независимо от их количества) – на 60 м2;
– для жилых домов (независимо от их количества) – на 120 м2;
– для разных типов объектов жилой недвижимости, в т. ч. их долей, – на 180 м2.

При этом согласно пп. 12.3.4 НК ОМС должны установить ставку налога на недвижимость на 2017 год до 15.07.17 г.
В то же время согласно п. 3 разд. ІІ Закона от 01.01.17 г. № 1791-VIII, до принятия ОМС решений об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год, установленные такими органами ставки налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, применяются с коэффициентом 0,5.
Также для квартир площадью свыше 300 м2 и жилых домов площадью свыше 500 м2 установлена дополнительная ставка налога в размере 25 тыс. грн. в год

Примеры расчета суммы налога с учетом льгот:
1. Если в собственности физлица находится квартира общей площадью 90 м2, то налог будет уплачиваться только за 30 м2 (90 м2 – 60 м2).
В случае деления квартиры поровну между двумя собственниками налоговая льгота в размере 60 м2 применяется к каждому из них. То есть в таком случае платить налог не нужно.
2. Если собственник имеет квартиру общей площадью 350 м2, то за год он должен заплатить налог в размере:

(350 м2 – 60 м2) х Ставка налога, утвержденная местным советом, за 1 м2 (1 % МЗП) + 25 тыс. грн.

Плата за землю
(обязательный платеж, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности)

Земельный налог
Согласно п. 274.1 НК размер ставки налога за земельные участки, по которым проведена НДО, не может превышать 3 % от их НДО.Ставка налога для земель общего пользования, денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 1 % от их НДО.
Для сельхозугодий, НДО которых проведена, ставка налога должна составлять не менее 0,3 % и не больше 1 % от их НДО.
Ставка налога за земельные участки, которые расположены за пределами населенных пунктов и НДО которых не проведена, устанавливается в размере не более 5 % от НДО единицы площади пашни по соответствующей области.
Ставка налога для сельхозугодий, НДО которых не проведена, не может быть меньше 0,3 % и больше 5 % от НДО единицы площади пашни.
Максимальный размер ставки налога за земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), составляет 12 % от их НДО.
Налог за лесные земли взимается как составляющая рентной платы, определенной действующим налоговым законодательством Украины.
Ставки налога за 1 га нелесных земель, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, устанавливаются на общих основаниях.
Внимание! Согласно пп. 288.5.1 НК размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды.

Льготы для физических лиц
Освобождаются от уплаты налога:
– инвалиды І и ІІ групп;
– лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;
– пенсионеры по возрасту;
– ветераны войны;
– лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.
Льгота для указанной соответствующей категории физических лиц распространяется лишь на один земельный участок по виду назначения и в следующих пределах:
– для личного крестьянского хозяйства – в размере до 2 га;
– для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок) – в селах – не более 0,25 га; в поселках – не более 0,15 га; в городах – не более 0,10 га;
– для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;
– для строительства индивидуальных гаражей – до 0,01 га;
– для ведения садоводства – не более 0,12 га

Льготы для юридических лиц
Освобождаются от уплаты налога, в частности:
– санаторно-курортные, оздоровительные заведения и реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов Украины;

При этом годовая сумма платежа с 2017 года не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории, и не может превышать 12 % суммы НДО.
В случае определения арендатора на конкурентных принципах размер такого платежа также не может превышать 12 % суммы НДО. Не может быть выше размера арендной платы и стоимость субаренды такого земельного участка

– общественные организации инвалидов Украины и их союзы, а также основанные ими предприятия и организации, являющиеся их полной собственностью (при этом количество работающих в них по основному месту работы инвалидов должно составлять в течение предыдущего календарного месяца как минимум 50 % среднеучетной численности штатных работников, а фонд оплаты труда таких инвалидов должен составлять не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда);
– базы олимпийской и паралимпийской подготовки согласно перечню, утвержденному КМУ;
– дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования;
– заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет государственного или местного бюджетов.
С 01.01.17 г. расширен перечень лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога, что предусмотрено п. 282.1 НК

Обращаем внимание! Вообще не подлежат обложению земельным налогом земельные участки, перечень которых определен в ст. 283 НК, в частности:

  • земли сельхозугодий, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, и химически загрязненные сельхозугодья;
  • земли сельхозугодий, которые находятся во временной консервации;
  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и участков;
  • земли дорожного хозяйства автодорог общего пользования;
  • земли сельхозпредприятий, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками;
  • земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев;
  • земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы