• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

КАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС?

Существуют простые и логичные правила оценки бизнеса, которые можно использовать в динамичной бизнес-среде.

Вопрос грамотной оценки бизнеса сегодня как никогда актуален. Ведь в условиях спада экономики страны эффективность бизнеса приравнивается к его рыночной стоимости. А собственники бизнеса "бьются" над ключевыми показателями. Кроме того, эти показатели чрезвычайно важны, если вы планируете приобрести новый или продать существующий бизнес.

Вы наверняка сталкивались с определенным "бизнес-сленгом", который часто "американизирован". Доходит до того, что в украинском и русском языках используют термины: косты (costs), фиксы (fixed assets) и др. Аналогично есть огромное количество инструментов и показателей для оценки бизнеса: P/E-ratio, стоимость предприятия (enterprise value, или EV), чистый денежный поток (free cash flow, или FCF) и др.

Этот список достаточно большой и может смутить начинающего бизнесмена без специального образования. К счастью, существуют простые и логичные правила оценки бизнеса, которые можно использовать в динамичной бизнес-среде. Вспомните о них тогда, когда будете обдумывать своё следующее денежное вложение.

Способ ведения бизнеса

Прежде всего, необходимо разобраться и понять то, каким образом бизнес привлекает (в случае со стартапами – собирается привлекать) новых клиентов. Какие при этом средства массовой коммуникации используются, какие рекламные кампании, какие тексты будут помогать в этом деле и в какую итоговую стоимость одного клиента это выльется. Эти вещи должны быть хорошо продуманы и реалистичны.

Следующее, что необходимо знать о бизнесе – это каким способом планируется удерживать привлеченных клиентов, при помощи каких дополнительных продуктов, сервисов и цен.

Нужно рассматривать оцененную стоимость каждого клиента, в зависимости от медийной и рекламной стратегии в первый и последующие годы. Также необходимо понимать продукт, почему на него есть (либо будет) спрос, и какие конкурентные преимущества имеет компания со своим продуктом.

Перспективы отрасли

Это правило такое же важное, как и первое, а может быть даже важнее. Понять отрасль часто бывает достаточно сложно. Каждая отрасль имеет собственную динамику. Ритейл, производство и оптовые продажи имеют различные бизнес-процессы и отличаются друг от друга. Внутри каждой отрасли есть секторы, которые также функционируют по-разному.

Магазины одежды и бары – это два примера ритейл-бизнесов, которые требуют разного подхода. Например, запасы – это сложный и критически важный элемент бизнеса для магазинов одежды. В то же время, это является не таким важным фактором для нормального функционирования успешного бара.

Также, необходимо оценивать знания про отрасль. Наиболее важные факторы не могут быть найдены в справочниках или изданиях "Для новичков". Нужно иметь реальный и актуальный опыт ведения дел в той или иной отрасли.

Именно поэтому опытные инвесторы не вкладывают деньги более чем в десяток знакомых им отраслей. Чаще всего, если они отступаются от этого правила, то они просто теряют деньги.

Человек знает и разбирается в отрасли в том случае, если он знает куда в целом движется отрасль, какие основные игроки и состояние их дел. При этом не имеет критического значения знание новых или давно ушедших с рынка игроков. Зачастую, деньги вкладывают в активно развивающуюся отрасль или её сектор, в надежде, что даже если бизнес будет не особо успешным, он начнет приносить деньги за счет роста всей отрасли.

Также, не стоит полагаться на данные, собранные и предоставленные аналитиками. Довольно часто они могут быть сформированы компаниями, заинтересованными в результатах.

Отчетность

Если бизнес-план и тренды в отрасли устраивают инвестора, далее он разбирается в отчете о финансовых результатах, балансе и маркетинговых данных. Даже не имея финансового образования, человек, имеющий представление о бизнесе и сфере его функционирования может проанализировать финансовые цифры и принять верное решение просто исходя из своих знаний.

Например, инвестор, разбирающийся в интернет-маркетинге и издательском деле, сможет прекрасно разобраться с отчетностью относительно доходов, убытков и прибыли, которые должны быть отображены. Также, будет понятно, как именно выглядят нормальные темпы роста бизнеса и какие угрозы могут возникнуть.

Например, в случае с издательским бизнесом, который базируется на подписке, в бухгалтерской отчетности может возникнуть графа "отложенные долги по подписке", и бухгалтер не будет иметь ни малейшего понятия, что это такое. А эта цифра является очень важной, за ней могут скрываться "припрятанные" активы.

Также инвесторы обращают внимание на наличные средства и поток денежных средств, поскольку хотят убедиться в том, что он стабилен у бизнеса. Ведь именно это помогает продержаться на плаву и расти сразу после запуска бизнеса. Особенно это касается стартапов.

Стоит запомнить лишь одной: перефинансирование стартапов не приведет ни к чему хорошему. Главное для бизнеса – бережливое отношение к деньгам его менеджмента. В то же время, если менеджмент поступает иначе, стартап быстро теряет все вложенные деньги, сколько бы их не вложили.

Доверие к руководителям бизнеса и право голоса при принятии бизнес-решений

Бизнес-план может быть качественным и проработанным. Отрасль может действительно иметь перспективы. Цифры в отчетности могут быть идеальными. Однако, если вы хоть капельку сомневаетесь в руководстве – лучше не вкладывайте деньги в этот бизнес. Это очень важное правило. Всякий раз, когда инвесторы нарушат его, это приводит к тем или иным проблемам.

Ищите доказательств опытности, эмоционального интеллекта, здоровых амбиций и подходящего вам характера в менеджменте компании. Необходимо понимать, что, хоть вы и не босс, к вам будут прислушиваться во время принятия стратегических решений.

Используйте эти правила оценки бизнеса как для инвестирования, так и для текущей оценки, либо для принятия решений. Они помогают людям, которые имеют опыт, оценить бизнес без специальных знаний.

Джерело: http://ubr.ua/business-practice/own-b...

Комментарии к материалу