• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Инвентаризация запасов

Вера Богатова

01.09.2014 422 0 0

Акценты этой статьи:

  • изложены правила и методы проведения инвентаризации запасов;
  • указаны особенности инвентаризации отдельных групп ТМЦ;
  • рассмотрен на примере учет результатов инвентаризации.

Порядок проведения

Запасы инвентаризуют по местам их хранения и по материально ответственным лицам (далее – МОЛ), на хранении у которых они находятся. При этом не допуска­ется беспорядочный переход от одного вида товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) к другому. То есть проверку нужно делать в порядке расположения ценностей в помещении.

Если запасы хранятся в разных изолированных помещениях у одного МОЛ, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки вход в помещение пломбируется и комиссия переходит в следующее помещение.

Отметим, что перевешивание, обмер, подсчет ТМЦ производятся в процессе инвентаризации в установленных единицах измерения. Вес (или объем) материалов, которые хранятся насыпью, определяется на основании технических рас­четов (об этом в описях делается отметка).

Для фиксации результатов инвентаризации запасов можно использовать:

  • книжный метод, когда в книгах (ведомостях) проставлена номенклатура изделий, единицы измерения, а комиссия только подсчитывает и проставляет количество и цены на ТМЦ. Данный метод применяют на складах с постоянной номенклатурой изделий,
  • метод инвентарных ярлыков, который применяют для подсчета изделий на отдельно взятом рабочем месте, участке в тех случаях, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу подсчитать все ТМЦ и составить инвентаризационную опись. В ярлыке указывают названия ТМЦ, их коды, номенклатурные номера, единицы измерения и другие реквизиты. Выписанные ярлыки используют для составления инвентаризационных описей. Этот метод позволяет проводить инвентаризацию, не останавливая работу склада на время инвентаризации.

На период инвентаризации предприятие не прекращает свою деятельность, поэтому во время инвентаризации:

  • на склад могут поступать ТМЦ. В этом случае на приходных документах по таким запасам МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии делает пометку «После инвентаризации» за подписью председателя комиссии, со ссылкой на дату описи, где будут указаны эти ценности. Такие ТМЦ вносятся в отдельную инвентаризационную опись «ТМЦ, поступившие во время инвентаризации»;
  • со склада могут отпускаться ТМЦ. На расходных документах по таким запасам с разрешения руководителя предприятия и главного бухгалтера МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии делает соответствующую отметку за подписью председателя комиссии. Такие ТМЦ заносятся в отдельную опись «ТМЦ, отгруженные во время инвентаризации».

Результаты инвентаризации (данные о наличии запасов: наименования, единицы измерения, номенклатурные номера и количество фактически выявленных натуральных единиц ТМЦ) заносят в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей типовой формы № М-21, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193) или формы № инв-3, утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241 (далее – Постановление № 241). На ценности, непригодные к дальнейшей эксплуатации, и ценности, которые подлежат списанию (испорченные, залежалые), составляется отдельная инвентаризационная опись.

Напомним, что инвентаризаци­онные описи составляются отдельно по каждому цеху или участку, по каждому МОЛ. На каждой странице описи (прописью) проставляется количество порядковых номеров ценностей, записанных на этой странице. Полностью оформленные инвентаризационные описи сдаются под расписку ответственного работника в бухгалтерию предприятия.

Особенности инвентаризации некоторых групп запасов

МБП. Помимо подсчета фактического наличия МБП на складе проверяют также МБП, находящиеся в эксплуатации по месту их нахождения и по лицам, на ответственном хранении которых они находятся. Для МБП в эксплуатации целесообразно составить отдельную опись.

На спецодежду, находящуюся в индивидуальном пользовании, составляют групповые инвентаризационные описи с указанием фамилий работников, которым выдана спецодежда (по ним ведутся личные карточки), и их распиской в описях (абзац «е» п. 11.8 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69, далее – Инструкция № 69).

Важный нюанс. Если на момент инвентаризации спецодежда или другие МБП находятся в ремонте или в стирке, то в инвентаризационную опись эти предметы вносятся на основании квитанций, выданных предприятиями, осуществляющими их ремонт или стирку. Отсутствие такой квитанции расценивается как недостача МБП.

Тара включается в инвентаризационную опись отдельно по видам (деревянная, стеклянная и т. д.) и качественному состоянию (новая, бывшая в эксплуатации, требующая ремонта). Инвентаризация тары, находящейся под товаром, проводится одновременно с инвентаризацией самого товара. На тару, непригодную к дальнейшей эксплуатации, составляется отдельная опись, а также акт о ликвидации (произвольной формы) с указанием причин непригодности.

ТМЦ, принятые на ответственное хранение. Хотя такие ТМЦ находятся на предприятии временно (учитываются на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении»), их инвентаризация проводится в порядке и в сроки, предусмотренные для инвентаризации собственных ценностей. Отражаются эти активы в отдельных инвентаризационных описях (актах) (например, можно применять форму № инв-5, утвержденную Постановлением № 241) по стоимости, указанной в договорах и актах приемки, со ссылкой на документы, подтверждающие прием ценностей. Один экземпляр такой описи направляется собственнику ТМЦ.

Для полного учета запасов проводят и инвентаризацию запасов, находящихся вне пределов предприятия, – в пути или на ответственном хранении.

На запасы, находящиеся в пути, составляется отдельный акт (можно применять форму № инв-6, утвержденную Постановлением № 241). При этом комиссия должна убедиться, что запасы действительно отгружены (например, на основании транспортных документов).

Данные о запасах, переданных на ответственное хранение, вносятся в инвентаризационную опись (по типовой форме М-21 или по форме № инв-5) на основании документов, подтверждающих их передачу на ответственное хранение (актов приемки-передачи запасов). В описи указывают название предприятия, где хранятся запасы, их наименование, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи на хранение, номер и дату документа на передачу запасов хранителю. Отметим, что по таким запасам предприятию нужно обязательно сверить полученные данные с данными предприятий, у которых запасы находятся на хранении.

Учет результатов инвентаризации

После того как инвентаризационные описи переданы в бухгалтерию, данные инвентаризации сопоставляются с данными бухгалтерского учета. При этом на ценности, по которым обнаружены расхождения, бухгалтерия составляет сличительные ведомости по форме № инв-19, утвержденной Постановлением № 241, или в произвольной форме.

По результатам инвентаризации постоянно действующая комиссия составляет протокол с предложениями по урегулированию инвентаризационных разниц:

  • о списании недостач в пределах норм естественной убыли и сверх таких норм, а также потерь от порчи ценностей с указанием принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач;
  • зачете недостач и излишков при пересортице. При этом если сумма недостачи больше суммы излишков, то разницу относят на виновных лиц, а если виноватых не нашлось, тогда разницу рассматривают как недостачу ценностей сверх норм естественной убыли.

Отметим, что в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть приведены исчерпывающие объяснения причин, по которым суммовые разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.

Также заметим, что выявленные излишки ТМЦ (в том числе и после урегулирования пересортицы) нужно оприходовать с оформлением приходных документов (например, приходного ордера по типовой форме № М-4 или акта о приемке материалов по типовой форме № М-7 – обе формы утверждены Приказом № 193).

В течение 5 дней руководитель предприятия должен утвердить протокол, который передается в бухгалтерию предприятия и является основанием для записей в бухгалтерском учете (абзац «в» п. 11.12 Инструкции № 69).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в месяце ее завершения, но не позднее декабря отчетного года (абзац «г» п. 11.12 Инструкции № 69). Повторим, что в результате инвентаризации могут быть выявлены излишки запасов, их недостача или пересортица, при этом:

  • излишки запасов подлежат оприходованию на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» (п. 2.14 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, далее – Методрекомендации № 2):

– по чистой стоимости реализации запасов – если излишки предполагается реализовать на сторону;

– по цене возможного использования – если излишки предполагается использовать на самом предприятии;

  • недостача в пределах норм естественной убыли, а также недостачи и потери сверх таких норм признаются расходами отчетного периода и отражаются на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п 5.7 Методрекомендаций № 2). Отметим, что нормы естественной убыли применяются только при наличии фактической недостачи запасов, а при отсутствии установленных норм естественной убыли любая недостача рассматривается как сверхнормативная.

Одновременно сумма недостач и потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли (до установления виновных лиц) отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

При пересортице ТМЦ производят взаимозачет излишков и недостач, но только в отношении ТМЦ одинакового наименования и тождественного количества и при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период у одного проверяемого лица.

Если после зачета излишков при пересортице осталась недостача, то она может быть погашена за счет естественной убыли запасов (на основании соответствующих норм), а если такой суммы не хватило, тогда стоимость недостающих ценностей считается сверхнормативной недостачей и погашается за счет виновных лиц (если они установлены). Допустим, виновные в недостаче лица будут установлены. Тогда сумма недостачи списывается с забалансового субсчета и зачисляется в состав дебиторской задолженности (Дт 375 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков») или других активов и увеличивает доход отчетного периода (Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов»). В учете такая сумма отражается как обычная недостача.

О налоговом учете инвентаризационных разниц вы сможете прочесть на с. 39 этого номера.

Пример

При инвентаризации материалов на складе предприятия ресторанного хозяйства были выявлены:

  • излишки на общую сумму 500 грн. – две стеклянные гусятницы на сумму по цене 250 грн. каждая (первичные приходные документы на них есть);
  • недостачи и порчи ТМЦ на общую сумму 588 грн. – одна гусятница по цене 300 грн. (недостача), кувшины стеклянные в количестве 12 шт. по цене 24 грн. за штуку (порча, включая бой при перевозке)

Согласно протоколу инвентаризационной комиссии: излишек гусятниц, причины которого не установлены, по цене 250 грн. был зачтен в счет недостачи гусятницы по цене 300 грн., недостача кувшинов в размере 8 шт. списана как естественная убыль (бой) стеклянных изделий, а недостача 4 кувшинов списана на расходы предприятия до установления виновного лица как порча свыше норм естественной убыли. Отражение в учете результатов инвентаризации приведем в таблице.

(грн.)


п/п

Содержание операций

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Произведен зачет запасов по пересортице
(гусятницы стеклянные):

– оприходован излишек (1 шт. х 250)

Протокол
инвентари-
зации,
сличительная
ведомость,
бухгалтерская
справка



22



22



250,00





– списана разница в стоимости недостающей гусятницы, зачтенная по пересортице

(300 – 250)*

947

22

50,00

2

Оприходован излишек гусятниц (1 шт. х 250)

22

719

250,00

250,00

3

Списаны на расходы потери (кувшины) в пределах норм естественной убыли

(8 шт. х 24)

947

22

192,00

192,00**

4

Списаны сверхнормативные потери кувшинов

(4 шт. х 24)

947

22

96,00

5

Начислены налоговые обязательства по НДС*** на стоимость выявленных потерь сверх норм естественной убыли (96 х 20 %)

Налоговая
накладная

947

641

19,20

6

Отражена на забалансовом счете стоимость недостачи, по которой виновные не установлены (до выявления виновных лиц)

(96,00 + 19,20)

Бухгалтерская
справка

072

115,20

7

Списаны на финансовый результат:

– сумма недостач

(50,00 + 192,00 + 96,0 + 19,20)


791


947


357,20



– сумма излишков

719

791

250,00

* Обратите внимание: мы не начислили налоговое обязательство по НДС на разницу в стоимости гусятниц, ведь о недостающей гусятнице из нашего примера нельзя сказать, что она использована в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью. От того, что вместо более дешевой гусятницы со склада была выдана та, что дороже, направление использования этих гусятниц не изменилось.

** Налоговые расходы отражаются на основании п. 140.3 Налогового кодекса (далее – НК).

*** Недостачи и потери запасов сверх норм естественной убыли – как расходы, не связанные с хоздеятельностью предприятия, исчисленные по цене не ниже цены приобретения запасов, являются объектом для начисления налоговых обязательств по НДС (п. 189.1, 198.5 НК).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить