• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Инвентаризация обеспечений

Акценты этой статьи: изложен порядок инвентаризации резерва на оплату отпусков и резерва на выполнение гарантийных обязательств.

Порядок создания обеспечений

Резервы и обеспечения предприятие формирует за счет признания некоторой суммы расходов в текущем периоде, которая должна обеспечить возможные денежные платежи предприятия в будущем. Начисление и использование обеспечений напрямую влияет на финансовый результат отчетного периода, который, в свою очередь является основным показателем прибыльности (рентабельности) предприятия для собственников и других пользователей финансовой отчетности.

Согласно П(С)БУ 11 «Обязательства» к обеспечениям, в частности, относят (п. 13):

  • обеспечение (резерв) на оплату отпусков работникам;
  • дополнительное пенсионное обеспечение;
  • обеспечение (резерв) на выполнение гарантийных обязательств;
  • обеспечение на реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности и т. д.

Отметим, что порядок инвентаризации каких-либо обеспечений (кроме резерва на оплату отпусков работникам) действующим законодательством не урегулирован, поэтому инвентаризационные комиссии могут самостоятельно выбрать методику инвентаризации таких обеспечений в зависимости от установленных на предприятии норм и правил.

Обеспечение (резерв) на оплату отпусков должны начислять все без исключения предприятия. Также достаточно часто предприятия начисляют обеспечение (резерв) на выполнение гарантийных обязательств. Поэтому в данной консультации рассмотрим вопросы организации и проведения инвентаризации именно этих обеспечений.

Обеспечения – текущие или долгосрочные?

Прежде всего отметим изменения, которые в П(С)БУ 11 внес приказ Минфина от 27.06.13 г. № 627 (вступил в силу с 09.08.13 г.). Так, согласно обновленным п. 6, 7, 11 П(С)БУ 11, обеспечения теперь не выделяются в отдельную группу обязательств, а приводятся либо в составе текущих обязательств (если осуществлять платежи по таким обеспечениям предприятие планирует в течение не более чем 12 месяцев с даты баланса), либо в составе долгосрочных обязательств.

Заметим, что П(С)БУ 11 не оговаривает, к какой группе обязательств (текущим или долгосрочным) следует относить такие обеспечения, как резерв на оплату отпусков работников, резерв на выполнение гарантийных обязательств и т. д.

По нашему мнению, резерв на оплату отпусков следует рассматривать как текущее обязательство, поскольку заработанные, но не использованные дни отпуска работник может использовать в любой момент, что характерно для краткосрочных обязательств.

И резерв на выполнение гарантийных обязательств, на наш взгляд, следует также признавать в составе текущих обязательств, поскольку необходимость в гарантийной замене (ремонте) товара может возникнуть в любой момент гарантийного срока.

Более точные пояснения мог бы дать Минфин, а пока предприятие самостоятельно принимает решение о месте данных резервов (обеспечений) в своей финансовой отчетности (в составе текущих или долгосрочных обязательств).

Корректировки обеспечений (резервов) проводятся на дату баланса. На каждую дату баланса сумма обеспечения должна равняться сумме, которую предприятие обязано будет погасить при наступлении определенных условий платежей (п. 16, 17 П(С)БУ 11). А если сумма обеспечения оказалась больше или меньше будущих обязательств, размер начислений подлежит корректировке (уменьшению или увеличению) (п. 18 П(С)БУ 11).

Также сумму обеспечения на дату баланса следует откорректировать, если в будущем вероятность оплаты возможных обязательств равна нулю. Например, предприятие больше не продает товары на условиях гарантийной замены, и после даты баланса уже не наступит ни одного срока возможного предъявления товара для гарантийной замены. В этом случае весь остаток обеспечения на выполнение гарантийных обязательств подлежит списанию (сторнированию) на дату баланса. На практике такие корректировки проводят один раз в год перед составлением годового финансового отчета.

Суммы корректировок подтверждаются инвентаризацией обеспечений (резервов).

Инвентаризация резерва на оплату отпусков

В течение года предприятие начисляет резерв отпускных, используя (новый абзац п. 14 П(С)БУ 11, добавленный Приказом № 627):

  • ежемесячные данные по фактически начисленной заработной плате;
  • коэффициент, исчисленный исходя из плановых данных по общему годовому фонду оплаты труда и плановой годовой суммы оплаты отпусков.

Ну и, конечно, не забываем сумму резерва увеличивать на ЕСВ по ставке, которая начисляется «сверху» (пп. «в» п. 11.10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69, далее – Инструкция № 69).

Из созданного резерва отпускных оплачиваются ежегодные отпуска (основные и дополнительные, предусмотренные п. 1 ст. 4 Закона от 15.11.96 г. № 504-96/ВР) и компенсация за неиспользованный отпуск. То есть использование резерва отпусков в течение года происходит по факту – по мере начисления отпускных работникам.

Таким образом, в течение года на сальдо резерва отпусков влияют как плановые, так и фактические показатели по оплате труда. Но на конец отчетного года остаток резерва отпусков должен соответствовать только фактическим данным – должен быть рассчитан исходя из количества неиспользованных каждым работником дней ежегодного отпуска и среднедневной зарплаты, исчисленной для каждого работника согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Данное требование содержится в п. 11.10 Инструкции № 69. Поэтому в ходе инвентаризации остатка резерва отпусков инвентаризационная комиссия должна провести ряд необходимых действий по каждому работнику:

· определить количество неиспользованных календарных дней ежегодного (основного и дополнительного) отпуска по состоянию на 31 декабря отчетного года. Основой служат данные кадровой службы относительно общего стажа работы данного работника на предприятии, общего количества календарных дней заработанного ежегодного отпуска, общего количества неиспользованных календарных дней ежегодного отпуска;

  • исчислить фактическую среднедневную заработную плату работника на момент проведения инвентаризации резерва отпусков за последние 12 календарных месяцев;
  • рассчитать фактическую сумму резерва на оплату отпусков по состоянию на конец года, используя два предыдущих показателя и ставку ЕСВ;
  • выявить отклонения учетной суммы резерва от суммы, подтвержденной инвентаризацией, которую бухгалтер должен отразить в учете.

Важный нюанс. Сальдо резерва оплаты отпусков на конец отчетного года отражает только возможные выплаты предприятия в будущем году. Значит, например, по работнику, который в отчетном году отгулял очередной отпуск «наперед», сальдо резерва будет равно нулю, отрицательной суммы резерва не может быть. В Акте инвентаризации обеспечений по такому работнику ставятся прочерки по количеству дней и сумме резерва.

Кстати, типовая форма Акта инвентаризации обеспечений не утверждена. Поэтому предприятие вправе разработать и утвердить ее самостоятельно.

Пример 1

ООО «Работодатель» провело инвентаризацию резерва на оплату отпусков и оформило это актом.

Бухгалтерский и налоговый учет результатов инвентаризации приведен в таблице.

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Уменьшена сумма обеспечения на оплату отпусков методом «сторно»

Акт инвентаризации

23, 91–94

471

43,50

–*

–*

* В налоговом учете корректировка обеспечения (резерва) на оплату отпусков не отражается, поскольку в налоговые расходы на оплату труда включаются фактически начисленные составляющие фонда оплаты труда, в т. ч. фактически начисленные отпускные (ст. 142 НК).


Инвентаризация обеспечения на выполнение гарантийных обязательств

Предприятия, которые производят товары длительного срока эксплуатации, обязаны обеспечить качество поставленных товаров в течение гарантийного срока. Этот срок обычно составляет 1 год, но может быть более коротким (например, для обуви) или более длительным, если стороны особо оговорили это в договоре поставки (ст. 269 Хозяйственного кодекса). Чаще всего это касается продаж сложной бытовой техники, оборудования и т. д.

Поскольку покупатели могут обратиться за гарантийной заменой товара в любой момент гарантийного срока, предприятие может нести в течение года (или более длительного срока) неравномерные затраты на выполнение гарантийных обязательств. Для более равномерного отражения в учете гарантийных расходов создается специальное обеспечение (резерв). Тогда расходы на начисление обеспечения в течение года признаются равномерно, а само обеспечение используется по мере исполнения фактических гарантийных обязательств (ремонт, замена и т. д.).

Ни П(С)БУ 11, ни другим нормативным документом не регламентируется ни порядок, ни размер начисления такого обеспечения. Поэтому предприятие обычно использует собственные ретроспективные данные относительно среднего процента гарантийных расходов на единицу проданной продукции (товаров). Например, по данным за последние три года предприятие установило, что сумма расходов на выполнение гарантийных обязательств составила в среднем 5 % от объема реализованной продукции (принятая предприятием методика начисления данного обеспечения должна быть прописана в учетной политике). Предполагая, что такая же тенденция сохранится и в будущем, предприятие на конец года должно иметь сальдо соответствующего обеспечения на уровне 5 % от объема реализованных в данном году товаров, если гарантийный срок составляет один год.

Как и любая статья баланса на отчетную годовую дату, сальдо обеспечения (резерва) на выполнение гарантийных обязательств должно быть проинвентаризировано (п. 11.10 Инструкции № 69). Действия инвентаризационной комиссии могут быть следующими:

  • проверить правильность начисления обеспечения в течение года – ежемесячное применение установленного процента гарантийных расходов к выручке от реализации продукции (без уменьшения ее на сумму возврата на условиях гарантии);
  • проверить правильность использования обеспечения по фактам обращения за гарантийными заменами и ремонтами. Для групп товаров, определенных постановлением КМУ от 11.04.02 г. № 506, используются, в частности, данные Книги учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), по форме, утвержденной приказом Минфина от 03.12.12 г. № 1263, относительно понесенных расходов на гарантийное обслуживание и ремонт, а также соответствующие данные бухгалтерского учета. При необходимости данные бухгалтерского учета уточняются (корректируются);
  • определить сумму обеспечения на конец года, которая соответствует выручке от реализации товаров за год и установленному проценту отчислений на обеспечение;
  • определить сумму корректировки обеспечения на конец года, которую бухгалтерия предприятия отразит в учете.

В налоговом учете результаты корректировки сальдо данного обеспечения по итогам инвентаризации (так же, как и доначисление данного обеспечения) не отражаются. Подпункт 140.1.4 НК позволяет признать в налоговом учете только фактические расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены проданных товаров, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, который отвечает уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком.

Пример 2

ООО «Гарант» провело инвентаризацию обеспечений на выполнение гарантийных обязательств, в результате которой было установлено: сальдо обеспечения до начала инвентаризации на 31.12.13 г. составило 506 000 грн.; сальдо обеспечения на конец отчетного года исходя из данных годовой реализации должно составить 510 000 грн.

Бухгалтерский и налоговый учет результатов инвентаризации показан в таблице.

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Доначислено обеспечение на выполнение гарантийных обязательств на конец года

Акт
инвентаризации

93

473

4 000*

* 510 000 грн. – 506 000 грн. = 4 000 грн.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить