• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности

Олег Коружинец

02.09.2014 1219 0 0

Проводим сверку взаиморасчетов

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами имеет одну интересную особенность. Выявленной в процессе инвентаризации суммой задолженности считается та, которая сверена (согласована) обеими сторонами – участниками расчетов (дебитором и кредитором). А в учете расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, другими дебиторами и кредиторами должны отражаться только согласованные суммы.

То есть в процессе инвентаризации (по состоянию на дату, на которую проводится инвентаризация) следует провести сверку с контрагентами, руководствуясь п. 11.11 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (далее – Инструкция № 69).

Заметим, что теперь нет утвержденной формы акта сверки взаиморасчетов с контрагентами. На практике предприятия разрабатывают такую форму самостоятельно или используют формы из бухгалтерских учетных программ. Однако для придания таким актам доказательной силы следует позаботиться о наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) и Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88).

Кроме обязательных реквизитов считаем целесообразным также указать: дату и номер заключенного между предприятиями договора; дату и номер расчетных документов; сумму задолженности по данным дебитора и кредитора; сумму расхождений и т. п. Итак, рассмотрим, как сверить взаиморасчеты с контрагентами на основании п. 11.11 Инструкции № 69.

Шаг 1. Высылаем выписки дебиторам

Предприятие-кредитор передает всем своим дебиторам выписки об их задолженности (акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, далее – акт сверки), которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения существования задолженности.

Предприятие-дебитор в течение 10 дней со дня получения должно вернуть кредитору подписанный акт с подтверждением задолженности или с обоснованными возражениями. Если контрагент в этот срок не вернет акт, указанную сумму задолженности можно считать согласованной.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного года расхождения (при их наличии) остались неурегулированными или невыясненными, каждая из сторон может отразить расчеты с дебиторами и кредиторами в своем балансе в суммах, сформированных по данным своего бухучета. Это допустимо. Но при этом заинтересованная сторона обязана передать материалы о таких расхождениях для принятия соответствующего решения в хозяйственный суд.

Шаг 2. Проверяем наличие расчетно-платежных документов на неотфактурованные поставки и в случае необходимости проводим корректировку

Неотфактурованные поставки – это поступление товарно-материальных ценностей на предприятие без расчетных документов поставщика. В таком случае товарно-материальные ценности принимаются к учету на основании акта приемки по учетным ценам, но деньги за товары не перечисляются поставщику до тех пор, пока от него не поступят расчетно-платежные документы.

Обратите внимание: когда документы поступят от поставщика, получатель неотфактурованных товаров – в случае изменения их цены или количества – проводит соответствующие корректировки.

Шаг 3. Согласовываем взаиморасчеты с контрагентами-нерезидентами

Для подтверждения сумм задолженности (в т. ч. по полученным или предоставленным займам) можно обменяться с контрагентами-нерезидентами факсовыми (сканированными) копиями актов сверки взаиморасчетов (других аналогичных документов) – при условии, что впоследствии вы обменяетесь оригиналами этих документов.

Шаг 4. Согласовываем суммы расчетов с банками и контролирующими органами

Суммы по расчетам с учреждениями банков и контролирующими органами (чаще всего это органы Миндоходов) должны быть согласованы с ними. Оставлять в учете неурегулированные суммы по таким задолженностям недопустимо. Для проведения сверки взаиморасчетов с бюджетом следует обратиться в органы Миндоходов (подробно см. на с. 24 этого номера).

Сверки относительно кредитных средств, полученных в учреждениях банка, целесообразно проводить по состоянию на первое число месяца. Это связано с тем, что проценты по кредитам начисляются преимущественно раз в месяц. Документом, который подтверждает размер долга, может быть выписка банка по кредитному счету предприятия или справка банка о состоянии задолженности на определенную дату.

Составляем акт инвентаризации

Инвентаризационная комиссия предприятия включает в Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами (форма № инв-17, утвержденная постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241, далее – Постановление № 241) данные о суммах задолженности, которые подтверждены и не подтверждены актами сверки.

Основанием для заполнения Акта инвентаризации расчетов является Справка (приложение к форме № инв-17). Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. Например, относительно задолженности по субсчету 361 «Расчеты с покупателями и заказчиками» составляется одна справка, по субсчету 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» – другая справка и т. д.

К Акту инвентаризация расчетов прилагаются:

 

  • справка о дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, с указанием виновных лиц, которые не приняли меры относительно своевременного погашения задолженности;
  • реквизиты дебиторов или кредиторов (их названия и адреса, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности).

Акт инвентаризации расчетов составляется в одном экземпляре инвентаризационной комиссией, подписывается и передается в бухгалтерию.

Заметим, что на основании утвержденной формы предприятие может самостоятельно разработать и утвердить приказом об учетной политике собственную, более удобную для использования форму Акта инвентаризации расчетов.

Сталкиваемся с проблемами

Во время инвентаризации расчетов предприятия чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, решить которые, особенно на крупных предприятиях со значительным кругом поставщиков и покупателей, не всегда удается:

Проблема первая – предприятие-дебитор не отвечает на акт сверки расчетов.

К сожалению, обязательно найдется хоть одно предприятие-дебитор, которое не ответит на отосланный ему акт. Причины могут быть разными, но особенно часто это случается с теми дебиторами, задолженность которых является просроченной.

Проблема вторая – не совпадают данные о задолженности у предприятия-дебитора и предприятия-кредитора, которое осуществляет инвентаризацию расчетов.

Чтобы найти причину несоответствия данных о задолженности, иногда необходимо провести сверку по всем операциям с таким дебитором за несколько лет. А если таких операций – тысячи и предприятие-дебитор расположено в другом городе или в другой стране? Тогда на сверку может пойти не один месяц. В таком случае достичь целей, которые ставятся перед инвентаризационной комиссией, практически невозможно.

Однако в любом случае требовать от дебиторов акты сверки взаиморасчетов – полезно. Ведь течение исковой давности прерывается совершением лицом действия, которое свидетельствует о признании им своего долга или другой обязанности (ч. 1 и 3 ст. 264 Гражданского кодекса). После этого течение исковой давности начинается заново. Как свидетельствует судебная практика, подписание акта сверки взаиморасчетов говорит о том, что дебитор признал свою задолженность перед кредитором, по крайней мере в неоспариваемой в акте сумме.

Проверяем правильность учета задолженностей

Инвентаризация проводится также с целью проверить правильность квалификации задолженности и отражения ее сумм на счетах бухгалтерского учета.

Так, дебиторская задолженность делится на долгосрочную, текущую, сомнительную и безнадежную (п. 4 П(С)БУ 10), а кредиторская – на долгосрочную и текущую (п. 6 П(С)БУ 11). Учет таких задолженностей имеет свои особенности. Например, когда дебиторская задолженность признается безнадежной, необходимо начислить резерв сомнительных долгов, за счет которого может быть списана сумма безнадежной задолженности. При наличии долгосрочной кредиторской задолженности перед поставщиками (например, при финансовой аренде), срок погашения которой составляет менее 12 месяцев, такая задолженность из долгосрочной переводится в текущую.

Правильный учет расчетов с контрагентами позволит составить достоверную финансовую отчетность предприятия за любой отчетный период.

Для наглядности рассмотрим на примере, как отразить в учете предприятия результаты инвентаризации расчетов с контрагентами.

Пример

 

По результатам инвентаризации расчетов с контрагентами у предприятия возникли расхождения, которые им признаны. Согласно протоколу заседания инвентаризационной комиссии предприятию нужно выполнить следующие операции:

 

  • для исправления сделанной ранее ошибки отразить в бухгалтерском учете кредиторскую задолженность за приобретенное у ЧП «Боровик» основное средство в сумме 2 000 грн. (НДС отражен в периоде приобретения);
  • отразить сумму кредиторской задолженности за полученные материалы от ООО «Аверс» в размере 1 500 грн. (без НДС), которая возникла в результате неоприходования материалов. При этом стоимость материалов, полученных от ООО, включена в состав административных расходов в периоде их использования;
  • отразить дебиторскую задолженность, выявленную во время инвентаризации, которая возникла в результате следующего события: работником не предоставлен авансовый отчет с подтверждающими документами, в результате в бухгалтерском учете не проведена сумма аванса, выданного ООО «Октябрь» за юридические услуги, в размере 120 грн. (в т. ч. НДС – 20 грн.);
  • списать кредиторскую задолженность за полученные от ЧП «Квазар» товары в сумме 13 500 грн. (без НДС), по которым истек срок исковой давности.

 

Приведем бухгалтерский и налоговый учет в таблице.

(грн.)

 

№ п/п

Содержание операции

Первичный документ

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

Доначисление кредиторской задолженности по основным средствам

1

Доначислена кредиторская задолженность перед ЧП «Боровик» по основным средствам

Бухгалтерская
справка

151

631

2 000

2

Увеличена первоначальная стоимость основных средств

109

151

2 000

3

Доначислены амортизационные отчисления*

91

131

150

4

Доначислена сумма амортизационных отчислений в составе себестоимости продукции

901

91

150

5

Отнесено на финансовый результат

791

901

150

150

* Сумма амортизационных отчислений условная. Предприятию в случае возникновения таких обстоятельств нужно рассчитать сумму амортизации, которая подлежит включению в расходы, за период с даты ввода такого основного средства в эксплуатацию.

Доначисление кредиторской задолженности по материалам

1

Доначислена кредиторская задолженность перед ООО «Аверс» за материалы

Бухгалтерская
справка

20

631

1 500

2

Отражена стоимость материалов в составе административных расходов

92

20

1 500

3

Отнесено на финансовый результат

791

92

1 500

1 500

Доначисление дебиторской задолженности по выданному авансу

1

Доначислена дебиторская задолженность ООО «Октябрь» за предоставленные юридические услуги

Бухгалтерская
справка

371

719

120

2

Включена в налоговый кредит сумма НДС*

641/НДС

644

20

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

1

Списана сумма кредиторской задолженности перед ЧП «Квазар» за товары, срок исковой давности которой истек

Бухгалтерская
справка

631

717

13 500

13 500

2

Отнесено на финансовый результат

717

791

13 500

* НДС включается в налоговый кредит отчетного периода только при наличии налоговой накладной, составленной не позднее 365-го дня после окончания отчетного периода (п. 198.6 НК).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить