• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Игорь Билоус: «Добросовестный предприниматель не должен знать своего инспектора в лицо»

​В мае 2014 года правительство приняло решение о создании Государственной фискальной службы, реорганизовав Министерство доходов и сборов. Бизнес притаился и ждет ответов от нового правительства о том, чего ожидать в новых реалиях? Мы решили прояснить ситуацию у председателя Государственной фискальной службы Игоря Билоуса. Раньше он имел дело с налогами только как плательщик. Но как финансист и банкир всегда хорошо понимал, что такое благоприятная инвестиционная среда. Теперь в его руках рычаги, с помощью которых можно конструктивно повлиять на украинскую бизнес-среду. И. Билоус полон надежд, что можно и госбюджет наполнить, и предпринимателям помочь.


Игорь Олегович Билоус родился в 1978 году в Тернополе. 
Закончил вторую тернопольскую школу, воспитанник скаутской организации «Пласт». Учился в Тернопольском национальном экономическом университете, на четвертый курс перевелся в Киевский национальный экономический университет. Получил степень магистра в области международных финансов. В 1999 году окончил Нортумбрийский университет (Ньюкасл, Великобритания), получил степень бакалавра в области международных финансов и бухгалтерского учета (совместная программа с Киевским университетом). 
2000 год – аналитик в Частной независимой инвестиционно-банковской компании SARS Capital (M & A магазин, специализирующийся на трансграничных сделках слияния и поглощения), Киев, Украина. 
2004 год – работа в частном малом бизнесе.
С июля 2005 года – исполнительный директор UBS Investment Bank. 
С мая 2011 года – соисполнительный директор, начальник инвестиционно-банковских услуг «Ренессанс Капитал», Украина. 
С января 2013 года – вице-президент в Consortium Industrial Group (CIG). 
С января 2014 года – управляющий партнер в Altius. 
С марта 2014 года – первый заместитель Министра доходов и сборов Украины. 
С 4 июня 2014 года – председатель Государственной фискальной службы.


– Игорь Олегович, какова Ваша программа-минимум? И что уже удалось сделать со времени Вашего прихода в Министерство доходов и сборов?

– В марте, когда я только начал работать в Министерстве, налоговые поступления в госбюджет упали на 65 %. Ситуация была катастрофическая. Но мы сумели обеспечить 17,4 млрд грн налоговых поступлений. По сравнению с мартом 2013 года это 100,2 %. Благодаря борьбе с «налоговыми ямами» получили 2,6 млрд грн в виде поступлений в госбюджет. Это приоритет номер один.

Второй приоритет – облегчить жизнь бизнеса за счет упрощения администрирования налогов. Мы отменили индивидуальные планы для налоговых ревизоров, которые приводили к поборам с бизнеса, как легального, так и нелегального. Также отказались от так называемых критериев эффективности – обязательных штрафов, которые ревизоры доначисляли в ходе каждой проверки. Существенно сократили количество камеральных проверок. Проверять будем только тех, у кого действительно будут прослеживаться риски злоупотреблений.

Третий приоритет – системное изменение налогового законодательства. Правительство создало межведомственную рабочую группу, которая должна разработать новый Налоговый кодекс. Эффективной может быть только системная налоговая реформа. Ее нужно разрабатывать в постоянном диалоге с бизнесом.

– Что Вас больше всего поразило, когда Вы пришли в Миндоходов?

– По сравнению с бизнесом государственная служба – совсем другая Вселенная. Непросто привыкнуть к огромному объему документов, различным ограничениям в таких важных вещах, как кадровая политика. Надеюсь, команда, которую я создаю, объединит знание и понимание системы государственного управления с лучшими практиками ведения бизнеса. Я также был поражен высоким профессиональным уровнем многих работников и сверхсложной IТ-системой, позволяющей проводить анализ и идентифицировать риски.

– Насколько сократились поступления в бюджет в первом квартале 2014 года по сравнению с 2013 годом?

– В марте и апреле мы собрали налогов не меньше, чем в аналогичных периодах 2013 года. К тому же нам удалось восстановить возврат НДС: 2,3 млрд грн – в марте, 4,2 млрд грн – в апреле. Кроме того, впервые сократили объемы переплат в разрезе ключевых налогов – НДС и налога на прибыль.

– Вы формируете новую команду или оставляете старую?

– К сожалению, я еще не имел возможности провести полноценные кадровые изменения. Часть назначенных руководителей – специалисты, которые работали в налоговой системе и отличились профессионализмом и порядочностью. К ним добавляется ряд представителей бизнеса, которые несут свежий взгляд и новые подходы. Сейчас идет процесс создания Государственной фискальной службы. Формирование нового органа позволит обновить команду и сохранить высококвалифицированных специалистов.

– По Вашим словам, для наполнения бюджета придется использовать старые методы. Какие именно? На что будете делать ставку?

– Об итогах реформирования налоговых отношений сейчас говорить рано. Существуют недостатки налоговой системы: незаконные схемы уклонения от налогообложения, незаконное возмещение НДС, теневой рынок подакцизных товаров. Их можно ликвидировать только системно: путем усовершенствования законодательства, упрощения администрирования налогов, антикоррупционных мероприятий. Сейчас ставка делается на ликвидацию схем уклонения от налогообложения для обеспечения стабилизации поступлений в бюджет. Разрабатываем алгоритмы упрощения администрирования налогов в целях закрепления их на законодательном уровне.

Кроме того, мы ведем постоянный диалог с бизнесом, который готов работать открыто, уплачивать налоги, наращивать собственную капитализацию, а не прятаться по углам. Сейчас мы совместно с Кабмином и общественностью разрабатываем налоговую реформу, которая поможет сбалансировать налоговые ставки и избавиться от неэффективных налогов.

– В одном из своих заявлений Вы назвали довольно страшную цифру – 238 млрд грн теневых денежных средств. Откуда такие данные? Насколько они соответствуют действительности?

– Мы уточнили эти расчеты. Сейчас оборот денежных средств через «налоговые ямы» и схемы минимизации оцениваем в сумме более 300 млрд грн. Это привело к катастрофическим объемам хищения НДС и минимизации налога на прибыль. Разрешить этой системе существовать дальше – это все равно что подписать смертный приговор нашему государству. Именно поэтому борьба с «налоговыми ямами» является нашим приоритетом.

Чтобы предотвратить эту проблему в будущем, мы предложили идею налогового компромисса. Он заключается в том, что предприятия, которые по тем или иным причинам были вынуждены пользоваться услугами, так называемых, минимизаторов, могут уточнить свои налоговые декларации за прошедшие периоды и уплатить суммы уточненных налоговых обязательств. Вместо этого они получат защиту от проверок за этот период. Главная цель такого шага – предотвратить коррупцию и вывести бизнес в правовое поле.

– Каким образом будете восстанавливать доверие налогоплательщиков?

– Мы уже делаем шаги в этом направлении. Стараемся снизить давление на бизнес, упростить администрирование налогов, победить коррупцию. Чем больше плательщики будут чувствовать реальное положительное влияние налоговой реформы на свою работу, тем более продуктивным будет наш диалог.

– О налоговой реформе все много говорят, но мало что делают. У Вас есть конкретные советы для правительства и парламента?

– Прежде всего нужно воздерживаться от ситуативных популистских решений. Налоговая система требует изменений, но главное – не повредить, как бизнесу, так и государству. Обсуждается много идей, большинство из них касается снижения ставок налогов. Конечно, эти идеи популярны, но бездумно снижать налоги нельзя. Лично я сторонник сокращения количества налогов и сборов.

Во-первых, стоит избавиться от неэффективных налогов, которые мало что дают, а их администрирование обходится дорого.

Во-вторых, нужно исходить из наших реалий, а именно из структуры экономики и перспективных отраслей, которые следует поддержать, с транзитного потенциала Украины, социального развития. Слепо копировать чужой опыт нельзя, каким бы успешным он ни был для другой страны.

В-третьих, пора пересмотреть ставки налогов, но для каждого снижения ставки нужно найти компенсаторы. Например, нынешняя ставка ЕСВ является чрезмерно высокой. Но просто так ее снизить нельзя, ведь каждый работающий де-факто содержит одного пенсионера. Необходимо сбалансировать такое снижение другими налогами и провести пенсионную реформу. Это долгая и кропотливая аналитическая работа. Когда налоговая реформа будет разработана, нужно будет обсудить ее с общественностью и бизнесом, принять соответствующие законы и установить определенный мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство. Бизнес должен работать в стабильной нормативной среде.

– Что нового можно ожидать от налоговиков в ближайшее время?

– Приоритетная задача – сделать администрирование налогов как можно более простым и удобным.

Я уверен, что первая болевая точка для малого и микробизнеса – сложность администрирования налогов и частые проверки. Мы также работаем над тем, чтобы можно было уплачивать налоги с помощью электронных платежных систем. К 13 существующим электронным сервисам будем добавлять новые. В режиме онлайн можно будет и рассчитать, и уплатить налог. Добросовестный предприниматель не должен знать своего инспектора в лицо. Мы разрабатываем целый ряд усовершенствований налоговой системы, которые ориентированы на облегчение ведения бизнеса в нашей стране.

Вторая болевая точка – коррупция. Не секрет, что налоговые органы традиционно считались едва ли не самыми коррумпированными органами в государстве. К сожалению, не могу пообещать, что мы быстро сможем искоренить эту проблему, но многое уже сделано. В частности, с начала года проведено 1,7 тыс. служебных проверок и расследований в целях выявления предпосылок и обстоятельств возможных противоправных действий со стороны работников Миндоходов. По их результатам вынесено 400 официальных предупреждений, привлечено к дисциплинарной ответственности 429 работников, 33 уволены. Открыто 215 уголовных производств, которые касаются совершения преступлений в сфере служебной деятельности. На ключевые должности в Государственной фискальной службе будут назначаться не просто профессионалы, а единомышленники, которые стремятся сделать Украину более благоприятной средой для инвестиций и развития бизнеса.

Беседовал Валентин Ковальский

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить