• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Инструменты и структура построения бизнес-плана


Составление бизнес-плана — занятие непростое. Для этого необходимо не только хорошо разбираться в финансовой сфере, но и обладать знаниями в области маркетинга, риск-менеджмента и, конечно же, в собственном производстве. Реалии нынешнего времени всё чаще заставляют бухгалтеров заниматься составлением бизнес-планов для своих компаний. А как же в этой ситуации быть стартапам — предприятиям, которые впервые ищут инвестора? Бухгалтера ведь у них пока нет! Что ж, давайте разбираться, так ли он страшен, этот план.


Александра Олефиренко,
бизнес-консультант

Потребители и задачи

Бизнес-план является инструментом внутрифирменного управления. Его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования, как руководство к действию. Он помогает получить ответы на многие вопросы, в частности, стоит ли вкладывать средства в проект, какой вид продукции необходим, какими могут быть общие доходы и т. д.

Когда вы можете столкнуться с необходимостью составления плана для бизнеса?

1. Тогда, когда акционеры хотят оценить доходность предлагаемого вами нового направления.

2. Когда ищете финансы для нового проекта (в этом случае пользователями вашего плана будут инвесторы).

3. При получении кредита в банке (если банк требует дополнительно к ТЕО ещё и бизнес-план).

Бизнес-план позволяет решить как минимум четыре задачи:

1. определить перспективы развития будущих рынков сбыта;

2. сопоставить затраты на изготовление товаров (предоставление услуг) с предполагаемыми доходами, оценить перспективу возможной прибыли;

3. обозначить проектные риски, продумать, как их минимизировать;

4. определить показатели успешности проекта.

По большому счёту бизнес-план должен дать ответ на вопрос, хватит ли вам ресурсов, времени и возможностей для реализации задуманного проекта.

Кратко представим структуру бизнес-плана.

Структура бизнес-плана

1. Общая часть.

1.1. Сведения о компании.

Дата создания, организационно-правовая форма, место расположения, контактные данные, собственники.

Основные виды деятельности.

Характеристика продукции (услуг).

1.2. Сведения о проекте.

Перечень и описание продукции (услуг).

Общая стоимость проекта (размер разовых затрат и необходимые оборотные средства).

Предложение для инвестора (требуемая сумма кредита, распределение долей).

2. Маркетинговый план.

2.1. Отраслевая среда бизнеса.

PEST-анализ отрасли.

Отраслевое окружение.

2.2. Характеристика продукции (услуг) и рынка.

Анализ рынков сбыта.

Конкуренция и конкурентные преимущества.

Стратегический маркетинговый план и расходы на маркетинг.

План продаж.

3. Производственный план.

Краткое описание производства.

Государственное и правовое регулирование.

Перечень сырья и комплектующих для производства конечной продукции.

Формирование транспортной и складской логистики.

Запасы готовой продукции (в процентах от месячных объемов продаж).

4. План по персоналу.

Организационно-правовая форма компании.

Штатное расписание.

Организационная структура.

Основные требования к персоналу.

Обоснование фонда оплаты труда (постоянная и сдельная части, система премирования и пр.).

5. Финансовый план.

Расчет прямой себестоимости по каждому продукту.

Поступления от продаж продукции (услуг) (помесячно).

Система налогообложения.

Постоянные административные издержки (помесячно).

Отчет о прибыли и убытках (помесячно).

Отчет о движении денежных средств (помесячно).

Отчет о балансе проекта (помесячно).

Точка безубыточности проекта.

Расчет потребности в первоначальных оборотных средствах.

Операционный рычаг (отношение постоянных издержек к переменным).

Финансовый рычаг (отношение собственного капитала к заемному).

Рентабельность инвестиций (ROI).

Период окупаемости (PB).

6. Инвестиционный план.

Календарный план реализации всех этапов проекта, график возврата инвестиций.

Диаграмма Ганта.

7. Оценка рисков проекта.

8. Заключительная часть.

Краткие выводы.

Приложения (лицензии, разрешения, свидетельства, проекты).


1 из 1

«В условиях неопределенности ни один бизнес-план не выдерживает первой встречи с потребителем. Бизнес-планы не работают в стартапах. Настоящие стартапы сфокусированы на поиске бизнес-модели. Следовать в таких условиях каким-то планам невозможно».

Из книги Стива Бланка «Стартап: настольная книга основателя»



Логические блоки

Структуру бизнес-плана можно разделить на несколько логических блоков (см. рис. 1). Планы крупных проектов могут состоять из нескольких сотен листов. Но заполнять все разделы бизнес-плана не обязательно. Это зависит от целей составления бизнес-плана и конкретного заказчика.

1 из 1

Общая часть обычно содержит информацию о компании, ее собственниках и видах деятельности. Бухгалтерам эта часть может напомнить начало акта проверки.

Здесь же рассказывается о самом проекте и приводятся краткие выводы из всех последующих частей плана: общий размер финансирования проекта, информация об окружении, ценах, персонале, рисках, общих показателях эффективности. Это делается для удобства пользователя. На первых страницах бизнес-плана инвестор может получить всю краткую информацию о проекте, не углубляясь в детали.

Маркетинговый план содержит описание отрасли и продукта с точки зрения его конкурентных преимуществ. Здесь приводятся: анализ рынков сбыта и конкурентов, план продаж, ценовая политика, план маркетинга и расходы на него.

В этом разделе целесообразно привести SWOT-анализ проекта и PEST-анализ окружающей среды (рис. 2).

1 из 1

Производственный план может включать описание производства, снабжения, государственного регулирования отрасли (если в этом есть необходимость), видов потребляемых ресурсов. Кроме того, в нем могут быть приведены сведения о складском учёте и логистике.

План по персоналу может включать штатное расписание или основные потребности в персонале (см. таблицу 1), систему оплаты труда, размеры фонда оплаты труда, налогообложение, связанное с начислением зарплаты. Здесь также могут быть описаны особые условия труда (количество смен, время работы, другие особенности работы).

Таблица 1. Пример описания потребности в персонале

Должность

Количество человек

Оклад, грн

Период выплат

Управляющий производством

1

8 000

В течение всего проекта

Мастер

1

5 000

В течение периода производства

Рабочий

5

3 500

В течение периода производства

Диспетчер

1

3 000

В течение периода производства

Водитель

1

3 000

В течение периода производства

Менеджер по сбыту

3

5 000

В течение всего проекта

Всего

12

51 500


1 из 1

Елена Широкова,
МБА, бизнес-консультант:

— В процессе построения модели Стива Бланка происходит некая психокоррекция владельца будущего бизнеса. Он вдруг понимает, какую часть операционной деятельности упустил, строя свою модель. Мне нравятся такие документы «на один лист». Они отвечают требованиям инвестора относительно краткости и содержательности, что очень хорошо для первой презентации.



Финансовый план
содержит все финансовые расчёты: калькуляцию по статьям, общий расчёт себестоимости, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, расчёт потребности в кредитных средствах, ТЭО и т. д. Часть таких показателей приведена в таблицах 2, 3.

Подобные расчёты больше подходят для составления бизнес-плана по требованию банка.

Таблица 2. Основные параметры проекта для расчета потребности в оборотном капитале

№ п/п

Параметры проекта

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от реализации, тыс. грн

5 000

6 000

6 500

6 000

2

Затраты на сырье и материалы, тыс. грн

1 500

1 800

1 950

1 800

3

Заработная плата персонала, тыс. грн

1 000

1 200

1 200

1 200

4

Прочие производственные расходы, тыс. грн

800

800

800

800

5

Административные расходы, тыс. грн

500

600

600

600

6

Среднее время хранения сырья, дни

30

7

Длительность производственного цикла, дни

10

8

Среднее время хранения готовой продукции, дни

20

9

Расчеты с покупателями, в том числе:

9.1

– продажи в кредит, срок (%/дни)

Объём продаж 15 %, на 30 дней

9.2

– продажи с предоплатой, срок (%/дни)

60 % продаж, в среднем на10 дней

10

Расчеты с поставщиками, в том числе:

10.1

– покупки в кредит, срок (%/дни)

30 % от всех покупок, в среднем на 30 дней

10.2

– покупки с предоплатой, срок (%/дни)

40 % покупок, в среднем на 15 дней

11

Периодичность выплаты зарплаты, дни

15

12

Длительность периода планирования, дни

360

Таблица 3. Расчет потребности в оборотном капитале

п/п

Оборотный капитал, тыс. грн

Формулы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

Комментарии к материалу

Лучшие материалы

Есть ли у вас план, мистер Фикс?