Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Электронное декларирование – 2017. Часть 1


Согласно ст. 45 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700) лица, указанные в п. 1, пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона (субъекты декларирования), обязаны ежегодно до 1 апреля подавать, заполнив на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК), декларацию лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год по форме, которая определяется НАПК. Рассмотрим особенности такого декларирования.


Кто обязан представлять декларации

Напомним, что первыми в 2016 году подавали э-декларации за 2015 год служебные лица, занимающие ответственное и особо ответственное положение. Среди них, в частности, президент и премьер-министр с советниками и помощниками, члены Кабмина, заместители министров, члены Нацкомиссии и АМК, председатели Фонда госимущества и НБУ и их заместители, народные депутаты, а также лица, должности которых относятся к должностям государственной службы категории «А» или «Б», а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, военные должностные лица высшего офицерского состава.

С 1 января 2017 года началась вторая волна электронного декларирования. Она охватывает всех субъектов декларирования и все типы деклараций. Три месяца отведено субъектам декларирования на подачу ежегодных деклараций за 2016 год.

В целом к субъектам декларирования в соответствии со ст. 1 Закона № 1700 относятся:

  • лица, уполномоченные на исполнение функций государства или местного самоуправления;
  • прочие должностные лица юридических лиц публичного права;
  • прочие лица, которые обязаны подавать декларацию в соответствии с Законом № 1700.

С 24.11.16 г. в круг субъектов, на которых распространяется действие Закона № 1700, входят члены государственных коллегиальных органов.

На втором этапе э-декларирования декларации будут подавать:

  • субъекты первого этапа;
  • депутаты местных советов;
  • государственные служащие категории «В»;
  • должностные лица местного самоуправления 4–7-й категорий;
  • военные должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других воинских формирований (кроме военнослужащих срочной службы);
  • полицейские;
  • лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава подразделений гражданской защиты, ГБР, НАБУ;
  • должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, других госорганов;
  • должностные лица юридических лиц публичного права.

Лицами, которые для целей Закона № 1700 приравниваются к лицам, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления, считаются должностные лица юридических лиц публичного права – работники юридических лиц публичного права, которые наделены должностными полномочиями исполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Административно-хозяйственные функции (обязанности) – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом. К ним относятся:

  • начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб;
  • заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместители;
  • руководители отделов предприятий, ведомственные ревизоры и контролеры.

Организационно-распорядительные функции (обязанности) – это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности, а именно:

  • руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти и их заместители;
  • руководители государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители;
  • руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры).

Кто освобожден от представления декларации

Согласно ст. 45 Заключительных положений Закона от 21.12.16 г. № 1798-VIII «О Высшем совете правосудия», который вступил в силу, внесены изменения в Закон № 1700, где норма об обязательном заполнении э-деклараций не распространяется на должностных лиц учреждений и организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, соцзащиты ветеранов войны и участников антитеррористической операции.

Также освобождены от э-декларирования руководители учреждений здравоохранения, кроме руководителей учреждений здравоохранения центрального, областного, районного, городского (городов областного значения, городов Киева и Севастополя) уровня.

Кроме того, отменена необходимость заполнять э-декларации для руководителей учебных учреждений (кроме руководителей вузов и их заместителей), науки (кроме президента Национальной академии наук Украины (НАНУ) и национальных отраслевых академий наук, первых вице-президентов, вице-президентов и главных ученых секретарей НАНУ и национальных отраслевых академий наук, других членов президиума НАНУ и президиумов национальных отраслевых академий наук).

Освобождены от обязательства заполнять электронные декларации руководители заведений культуры, искусств, восстановления и сохранения национальной памяти, физической культуры, спорта и национально-патриотического воспитания.

Порядок формирования и ведения реестра деклараций

Решением НАПК от 10.06.16 г. № 3 утвержден Порядок формирования, ведения и обнародования (предоставления) информации Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее – Порядок № 3, Реестр).

Реестр формируется, ведется и публикуется на официальном сайте НАПК. Язык Реестра – украинский.

В Реестр заносят электронные декларации, которые подаются в соответствии со ст. 45 Закона № 1700, уведомления о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования, предусмотренные в ч. 2 ст. 52 Закона № 1700, и исправленные декларации, которые подаются в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 1700. Декларации подаются путем заполнения электронных форм на веб-сайте Реестра с использованием программных средств Реестра в личном персональном электронном кабинете после регистрации в Реестре.

Регистрация в Реестре производится с использованием личного ключа и усиленного сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). При регистрации в Реестре субъект декларирования должен указать адрес электронной почты, который будет использоваться для направления ему сообщений.

Для регистрации и входа в систему декларирования НАПК должностному лицу нужно иметь личную ЭЦП.

В целях защиты информации госорганы должны провести мероприятия по обеспечению предоставления услуг ЭЦП субъектам декларирования на бесплатной основе.

Следует отметить, что при входе в электронную систему декларирования официального веб-сайта НАПК содержится перечень из 16 аккредитованных центров сертификации ключей, в котором, в частности, указывается аккредитованный центр сертификации ключей органов юстиции Украины, АЦСК ПАТ КБ «Приват-банк», АЦСК ПАТ «Укрсиббанк», что позволяет получить ЭЦП субъекта декларирования при определенных условиях самостоятельно. Только наличие ЭЦП позволит зайти в электронную декларацию.

Продолжение темы читайте «Электронное декларирование – 2017. Часть 2»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы