• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Эконалог уплачивается за размещение отходов, а не за их утилизацию

Юлия Гужел

03.09.2014 291 0 0

Мнение контролеров: в 2011–2012 годах предприятие, которое временно размещает на своей территории и использует отходы, образовавшиеся в ходе его деятельности, являлось плательщиком экологического налога за размещение отходов.

Аргументы практиков: образовавшиеся отходы, размещаемые на собственной территории и используемые самим же предприятием, являются вторсырьем. Поэтому экологический налог за размещение таких отходов предприятие не уплачивает.

Что произошло

На предприятии химической отрасли в процессе деятельности образуются шлаковые отходы, которые используются этим предприятием в качестве удобрений (цинковые полимикроудобрения) для земель своего подсобного хозяйства. Налоговая инспекция провела документальную плановую проверку деятельности предприятия за 2011–2012 годы и заявила о нарушении норм налогового законодательства. В частности, предприятием не был начислен и уплачен экологический налог за размещение таких отходов (далее – эконалог).

Свои претензии к предприятию налоговая инспекция обосновала тем, что до внесения изменений (т. е. в 2011–2012 годах) в пп. 14.1.223 Налогового кодекса (далее – НК) предприятия, которые временно размещали на своей территории полученные отходы, являлись плательщиками эконалога.

Предприятие не согласно уплачивать эконалог «за удобрения». Кто прав в этой ситуации?

Виновата терминология

Вопрос об уплате эконалога за размещение отходов вызывал споры между предприятиями и налоговыми органами с даты вступления НК в силу. Все дело в терминологии. Первоначально (до 2013 года) определение термина «размещение отходов» звучало так (пп. 14.1.223 НК):

«Размещение отходов – хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами».

Ключевым в этой формулировке для налоговых органов было словосочетание «временное размещение». По мнению налоговиков, это значило, что любые образовавшиеся отходы, временно хранящиеся и размещаемые на предприятии до их утилизации, являлись объектом обложения эконалогом. Исключение составляли отходы в виде вторичного сырья, размещаемые на собственных территориях предприятий, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья. Исходя из своего толкования этого определения, налоговые органы и требовали уплаты эконалога (письмо ГНАУ от 26.08.11 г. № 23116/7/15-2117).

Такую позицию налоговики занимали до внесения в пп. 14.1.223 НК изменений, которые вступили в силу 1 января 2013 года (Закон от 24.05.12 г. № 4834-VI). А почему были внесены эти изменения в НК? Потому что была несогласованность в определениях понятия «размещение отходов» в НК и в Законе от 05.03.98 г. № 187/98-ВР, далее – Закон № 187 (письмо Минприроды от 06.03.12 г. № 4794/07/10-12, далее – Письмо № 4794; письмо Минприроды от 04.08.11 г. № 14364/07/10-11).

Благодаря внесенным изменениям объектом обложения эконалогом с 1 января 2013 года является объем только тех отходов, которые окончательно размещаются в специально отведенных местах или объектах и на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов. Это мнение налоговики высказали в письме от 17.06.13 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 (далее – Письмо № 8443). То есть они признали, что после 1 января 2013 года в рядах плательщиков эконалога за размещение отходов остались только предприятия, имеющие специальное разрешение на выполнение различных действий с отходами (захоронение, удаление и др).

Однако...

Однако, заметьте, в Письме № 8443 (оно касалось уплаты эконалога сельхозпредприятиями, которые используют в качестве удобрений отходы своего животноводства – навоз и куриный помет) все равно прозвучало, что до 1 января 2013 года плательщиками эконалога являлись предприятия, размещающие отходы (вне зависимости от того, временное это было размещение или окончательное).

По нашему мнению, позиция налоговых органов в отношении отходов, используемых как удобрения, ошибочна. Объясним, почему.

Аргументы против позиции налоговых органов

Действительно, из-за того, что раньше в пп. 14.1.223 НК были объединены два понятия из ст. 1 Закона № 187 (хранение отходов и размещение отходов), получалось, что плательщиками эконалога должны быть все предприятия, временно размещающие на своей территории отходы. Однако, требуя уплаты эконалога от предприятия, которое использует отходы собственного производства для собственных нужд, налоговые органы не учли один важный момент – о нем говорится в Письме № 4794.

В этом письме Минприроды подняло вопрос об определении термина «размещение». Так вот, согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением от 22.03.89 г. (далее – Конвенция), к операциям по размещению отходов относятся:

  • захоронение;
  • постоянное хранение.

Именно в результате того или иного вида размещения отходы находят свое «окончательное место». К слову, Конвенция является международным документом, контролирующим обращение с опасными и токсичными отходами. По состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 175 стран – ее участниц, в том числе и Украина. А это значит, что на территории нашей страны должны выполняться нормы Конвенции.

Согласно Письму № 4794 при использовании отходов на полях в виде удобрения происходит их утилизация. Утилизация (ст. 1 Закона № 187) – это использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов.

То есть между определениями «размещение отходов» и «утилизация отходов» есть существенные различия, и путать эти понятия нельзя. Нормы НК и Закона № 187 предусматривают уплату эконалога только за размещение отходов (захоронение и постоянное, окончательное хранение), а не за их утилизацию.

Таким образом, предприятие, которое использует образовавшиеся отходы для удобрения почвы (как вторсырье), в период 2011–2012 годов не являлось плательщиком эконалога за размещение таких отходов и не является сейчас. Об этом говорит и исключение, предусмотренное пп. 240.1.3 НК.

ВЫВОДЫ

Эконалог за размещение отходов уплачивается, как ясно из самого определения, только за размещение (захоронение и окончательное хранение) отходов, а не за их утилизацию. Если ваше предприятие использует отходы собственного производства в качестве удобрений, эконалог за размещение таких отходов уплачивать не надо. Ведь такие отходы считаются вторсырьем и полностью утилизируются на полях. А если все-таки налоговые органы требуют от вас уплаты эконалога за отчетные периоды 2011–2012 годов, воспользуйтесь нашими доводами, изложенными в консультации. Если налоговики будут настаивать на своем, вы можете обратиться в суд, чтобы отстоять свою правоту.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить