• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

ЭЦП: объект под охраной

Елена Пилипенко

28.02.2014 167 0 0


Сегодня, пожалуй, нет бухгалтера или частного предпринимателя, который не знает, что такое электронная цифровая подпись. Этот сервис имеет широкий диапазон возможностей, который не ограничивается только подписанием отчетов. Кроме того, самостоятельное создание электронной цифровой подписи позволяет настроить его согласно своим потребностям.


Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент групп»

Субъекты хозяйствования, которые отчитываются перед Миндоходов с помощью электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), теперь могут не волноваться об утечке информации. Ведь с нового года система защиты информации и порядок получения электронных ключей к ней усовершенствованы.

Мы все уже давно привыкли отчитываться в электронной форме. К тому же субъекты хозяйствования успешно используют ЭЦП для ведения электронного документооборота. Однако массивы данных, в частности, хранящиеся на серверах Миндоходов, растут. Это приводит к необходимости повышать уровень безопасности, ведь отчетность и документооборот — дело серьезное. Собственно, это уже произошло, а заодно изменена и процедура получения ЭЦП. Теперь получить электронные ключи стало еще проще благодаря сервису самостоятельной генерации.

1 из 1

Новый уровень безопасности

По сообщению официального веб-ресурса Миндоходов, Аккредитованный центр сертификации ключей ИСД Миндоходов (далее — АЦСК) с 1 января 2014 года перешел на использование двух усиленных сертификатов открытого ключа. Как утверждают специалисты АЦСК, такой формат криптографических сообщений повысит защиту и безопасность представления отчетности в электронном виде с помощью ЭЦП и обеспечит высокий уровень надежности защиты конфиденциальной информации.

Система цифровой подписи предусматривает, что каждый пользователь имеет свой секретный ключ, который используется для формирования подписи (шифровки информации), а также открытый ключ, соответствующий секретному ключу. Открытый ключ содержится в сертификате открытого ключа, предназначенного для расшифровки ЭЦП и получения информации, которая будет находиться в отчете.

1 из 1

Таким образом, с нового года для шифровки и расшифровки информации, которую используют специалисты и клиенты Миндоходов, нужно два отдельных сертификата. Это исключит возможность подделки ключей и усилит защиту информации от несанкционированной модификации посторонними лицами.

Указанные нововведения предусмотрены Требованиями № 739.

Все усиленные сертификаты, которые сформированы до даты вступления в силу Требований № 739, будут обслуживаться до окончания срока их действия. То есть сертификаты, полученные до 1 января 2014 года, будут действовать два года с момента их получения.

1 из 1

Новые формы документов

В связи с введением указанных нововведений работники АЦСК разработали новые формы регистрационных документов. Они доступны для загрузки на официальном информационном ресурсе разработчика. В целом изменения не слишком существенные, но, оформляя документы для получения ЭЦП, важно заполнять именно обновленные формы, утвержденные Приказом № 101.

1 из 1
1 из 1

Самостоятельная генерация ЭЦП

Начиная с 2014 года существует возможность самостоятельной генерации ЭЦП. Для этого необходимо использовать установку пользователя, которая также была адаптирована под «новогодние» нововведения. Собственно, эта установка доступна для пользователей на сайте Миндоходов. Она представляет собой файл в формате ПДФ, разработанный специально для упрощения процедуры самостоятельной генерации ЭЦП. То есть налоговики написали наглядную и простую в использовании инструкцию. К тому же АЦСК создан информационный видеоматериал по самостоятельной генерации ключей подписантом с помощью надежного средства электронной цифровой подписи — «IIТ Пользователь ЦСК-1» (http://www.youtube.com/watch?v=CQclbjqi7Og&feature=youtu.be).

1 из 1

Самостоятельная генерация ЭЦП хотя и требует, на первый взгляд, больших знаний в области IТ-технологий и принципов работы современного программного обеспечения, однако имеет ряд преимуществ. Например, один раз разобравшись с ней, пользователь сможет в дальнейшем самостоятельно, без дополнительных визитов и телефонных звонков в АЦСК настраивать работу ЭЦП под себя. Да и вообще, бывает ли много знаний? Особенно, если их можно с пользой применять на практике.

Так, сервис самостоятельной генерации ЭЦП предоставляет пользователям следующие возможности:

  • генерация ключей пользователя АЦСК, запись личного ключа на носитель ключевой информации (флеш-накопитель, диск D на компьютере и т. д.), формирование запроса на оформление сертификата;
  • резервное копирование личного ключа с одного носителя ключевой информации на другой;
  • изменение пароля защиты личного ключа;
  • уничтожение личного ключа на носителе ключевой информации;
  • формирование и передача в АЦСК запроса на блокировку сертификата пользователя;
  • формирование и передача запроса на оформление нового сертификата;
  • осуществление поиска в каталоге активных и отозванных сертификатов, а также определение их статуса и проверка их действия и целостности;
  • работа с файлами пользователя: подписание, шифровка, расшифровка.

1 из 1

Шаг вперед

Государство заботится о защите отчетности налогоплательщиков, что не может не радовать. А еще приятно, что со временем IТ-возможности расширяются, и это также находит свое отражение в таких важных вопросах, как представление отчетности и электронный документооборот. Кстати, по поводу правомерности и безопасности применения последнего имеется свежее разъяснение от Миндоходов. Так, в Письме № 1001 министерство подробно осветило требования к оформлению документов в электронном виде и к наложению на них ЭЦП, а также разъяснило, какую они имеют юридическую силу. При условии соблюдения всех правил оформления электронный документ является полноценным подтверждением совершения хозяйственной операции и вполне может быть приравнен к аналогу, составленному на бумажном носителе.

Итак, ЭЦП — это широкий шаг вперед. Ведь электронный документооборот имеет множество преимуществ по сравнению с привычным для всех бумажным вариантом. Это экономия и времени, и места, и средств на бумагу и ведение архива, а также природных ресурсов.

Итак, для эффективного применения современных IТ-возможностей от субъектов хозяйствования требуется только одно — отслеживать нововведения и повышать уровень своей осведомленности. Ведь все изменения, которые происходят в этой сфере, направлены на упрощение процедуры отчетности и ведения учета, а также на повышение уровня удобства для пользователей ресурсов.

1 из 1
1 из 1

Нормативная база

Требования № 739 — Требования к форматам криптографических сообщений, утвержденные приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации от 18.12.2012 № 739.

Приказ № 101 — приказ ИСД Миндоходов от 01.06.2013 № 14 (в редакции приказа ИСД Миндоходов от 30.12.2013 № 101).

Письмо № 1001 — письмо Главного управления Миндоходов в г. Киеве от 03.02.2014 № 1001/10/26-15-11-01-08.


Дата подготовки
28.02.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить