• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Должностным лицам сельских и поселковых советов повышены размеры заработка

Анна Семененко

13.06.2017 413 0 1

Нормативная база для повышения размеров оплаты труда

Постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 353 (далее – Постановление № 353) внесены изменения в постановление КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268) и признаны утратившими силу некоторые постановления КМУ. Благодаря таким изменениям, в частности, повышен уровень оплаты труда лиц, которые работают/служат в органах местного самоуправления (далее – ОМС), а также других структурах.

Со вступлением в силу Постановления № 353 председатели сельских, поселковых советов и их исполкомов, а также должностные лица и служащие этих структур будут оплачиваться по новым принципам, определенным измененным трудовым законодательством для всех работников бюджетной сферы.

К сожалению, пока еще не оправдались надежды относительно окончательного принятия обновленного Закона «О службе в органах местного самоуправления» (проект от 28.11.16 г. № 2489 принят Верховной Радой в первом чтении, далее – законопроект № 2489). 21.03.17 г. этот законопроект был возвращен в Верховную Раду с предложениями Президента. Также имеем информацию, что он вынесен на повторное рассмотрение парламента. Комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления по поручению Верховной Рады повторно рассмотрел его на своем заседании 24.05.17 г.

В законопроекте № 2489 предусматривается применять новые подходы к оплате труда должностных лиц этих органов, аналогичные тем, которые действуют после утверждения Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Но это в будущем, а мы вернемся к настоящему.

Итак, существенные изменения в соответствии с Постановлением № 353 претерпело Постановление № 268, поскольку его нормы сейчас приведены в соответствие с реалиями настоящего времени в части установления должностных окладов работников других отраслей бюджетной сферы.

Несмотря на то что размеры должностных окладов работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов согласно решениям правительства повышались несколько раз, должностные оклады по Схемам, изложенным в приложениях к Постановлению № 268, последний раз изменялись при их повышении на 7 % – с 01.05.07 г. согласно постановлению КМУ от 12.05.07 г. № 700 (далее – Постановление № 700).

Поэтому нужно было проводить соответствующие расчеты после принятия каждого правительственного решения по повышению должностных окладов работников, оплата труда которых осуществляется согласно Постановлению № 268, а именно в случае увеличения на:

  • 45 % – с 01.02.08 г. согласно постановлению КМУ от 06.02.08 г. № 34;
  • 50 % (работникам, должности которых предусмотрены в приложении 54 к Постановлению № 268) – с 01.06.09 г. согласно постановлению КМУ от 27.05.09 г. № 504;
  • 25 % – с 01.12.15 г. согласно постановлению КМУ от 09.12.15 г. № 1013 «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» (далее – Постановление № 1013).

В отличие от предыдущих, комментируемое решение правительства нашло отражение в приложениях к Постановлению № 268, поэтому никаких дополнительных расчетов для установления оклада по конкретной должности выполнять не нужно.

В результате предыдущих повышений на 01.12.15 г. самый низкий должностной оклад работника (это касается и ОМС) равнялся размеру минимальной заработной платы (далее – МЗП), или 1 378 грн. Этот оклад согласно пп. 3 п. 1 Постановления № 1013 также подлежал повышению на 25 % (см. постановление КМУ от 11.02.16 г. № 77 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 г. № 1078 и от 9 декабря 2015 г. № 1013»).

То есть наименьший должностной оклад должностного лица органа местного самоуправления составлял 1 723 грн., и с 01.12.15 г. в штатном расписании этих органов следовало фиксировать оклад именно в таком размере. Это привело к тому, что фактически только по должностям руководящих работников и их заместителей должностные оклады несколько превышали данный размер. Например, он устанавливался в размере 1 723 грн. главному бухгалтеру райсовета, такие же оклады имели начальники отделов, главные бухгалтеры городских советов, а также главные специалисты, специалисты, служащие.

На этом процесс повышения должностных окладов правительственными решениями должностным лицам ОМС завершился, несмотря на кардинальные изменения, произошедшие в оплате труда всех категорий работающих после вступления в силу с 01.01.17 г. Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774). Кроме того, при расчете заработка должностным лицам ОМС и другим работающим следовало корректно применять нормы упомянутого Закона с тем, чтобы минимальный размер их оплаты труда за полностью отработанную норму времени был равен 3 200 грн., то есть фактически проводить доплату работникам до уровня МЗП.

Итак, упорядочение данного вопроса стало безотлагательным по нескольким объективным причинам.

Во-первых, со вступлением в силу Закона № 1774 введена новация, в соответствии с которой размер минимального должностного оклада не должен быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года (далее – ПМ). До внесения изменений гарантировался наименьший должностной оклад в размере МЗП. Согласно ст. 7 и 8 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» размер такого ПМ составляет 1 600 грн., а МЗП – 3 200 грн. в месяц.

Не менее важно и следующее. Начиная с 01.01.17 г. согласно положениям Закона № 1774 базовой расчетной величиной для оплаты труда служит размер ПМ, а не размер МЗП, как было законодательно установлено ранее.

Поэтому логично было бы производить расчеты, исходя, как минимум, из ПМ в размере 1 600 грн. Но знаем, что в соответствии со ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» в учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета (к ним относятся и ОМС), осуществляется государственное регулирование оплаты труда. То есть условия и размеры оплаты труда для работников этих структур определяются Кабмином.

Еще одним из факторов упорядочения условий оплаты труда работников ОМС является Закон от 05.02.15 г. № 157-VІІІ «О добровольном объединении территориальных громад» (далее – Закон № 157), вступивший в силу с 05.03.15 г. Данным Законом определен порядок и особенности образования объединенных территориальных громад (далее – ОТГ), а также восстановлен институт функционирования старост и старостинских округов. Поэтому возникла необходимость определения в установленном порядке условий и размеров оплаты труда работников ОТГ, в частности старост.

Изменение условий стимулирования должностных лиц ОМС

Рассмотрим детально, как после вступления в силу Постановления № 353 будут выплачиваться надбавки, премии работникам ОМС и ОТГ.

Прежде всего, восстановлена норма касательно выплаты надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % (работникам, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят их экспертизу, – в размере до 100 %) должностного оклада с учетом надбавки за ранг госслужащего и надбавки за выслугу лет. Возможность ее установления сельским, поселковым головам, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов была отменена с 01.06.09 г. согласно постановлению КМУ от 27.05.09 г. № 504. В то же время с даты отмены этой надбавки должностные оклады работников упомянутых категорий увеличены на 50 %.

Обращаем внимание: вышеупомянутая надбавка должна также выплачиваться тем, кто избран на выборную должность или служит в ОТГ.

Надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, как и ранее, может быть установлена служащим ОМС. Однако, в отличие от должностных лиц ОМС, она начисляется лишь на две составляющие их заработка – на должностной оклад вместе с надбавкой за выслугу лет, поскольку надбавки за ранг госслужащего этим лицам не устанавливаются.

В условиях действия Постановления № 353 окончательное решение об установлении предусмотренных Постановлением № 268 надбавок, предоставлении материальной помощи и премировании работников ОМС будет приниматься соответствующим советом, в том числе в отношении председателей областных, районных и районных в городах советов, сельских, поселковых и городских голов и их заместителей.

Отсутствуют теперь в Постановлении № 268 нормы о том, что условия оплаты труда должностных лиц ОТГ определяются соответствующим ОМС исходя из условий оплаты труда должностных лиц ОМС и схем должностных окладов согласно приложениям 50 и 51 данного Постановления. Это значит, что в ОТГ оплата труда будет осуществляться по-другому. В частности, должностные оклады руководящих работников и специалистов будут определяться согласно обновленным приложениям 50, 51, 54; служащих – приложению 55 к Постановлению № 268.

Изменение должностных окладов

Теперь детальнее о новых размерах должностных окладов.

Начиная со дня вступления в силу Постановления № 353 следует привести в соответствие с его нормами штатные расписания ОМС и их исполнительных органов. То есть новые размеры окладов должны быть установлены на уровне, предусмотренном приложениями 48–55 обновленного Постановления № 268.

Следовательно, в аппарате областных, Киевского и Севастопольского городских советов (приложение 48 к Постановлению № 268) теперь наименьший должностной оклад специалиста равен 2 750 грн.

Кроме того, в Схему должностных окладов (вышеупомянутое приложение 48), введены новые должности руководителей. Произошло это в связи с тем, что постановление КМУ от 30.06.05 г. № 512 «Об оплате труда руководителей Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, областных, Киевского и Севастопольского городских советов» (далее – Постановление № 512), которым ранее определялись условия оплаты труда руководителей, в соответствии с п. 2 Постановления № 353 утратило силу.

Утрата силы Постановления № 512 повлияла на тех работников, должностные оклады которых утверждены Постановлением № 268. Это значит, что для должностей председателей областных, Киевского и Севастопольского городских советов, Киевского городского головы, их заместителей установлены новые должностные оклады. Определен также оклад для должности, которой ранее не было в Постановлении № 512 – заместителя городского головы – секретаря Киевского городского совета, размер которого аналогичен установленному для первого заместителя председателя совета.

Добавим, что согласно п. 2 Постановления № 512 упомянутым руководящим работникам выплачивалась ежемесячная премия в размере до 60 % должностного оклада за фактически отработанное время. Отныне премию руководители будут получать по условиям, предусмотренным уже Постановлением № 268. Конкретизация данного вопроса входит в компетенцию соответствующих советов (абзац второй п. 6 обновленного Постановления № 268).

Существенно изменилось приложение 50 к Постановлению № 268. Если раньше им определялись размеры должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата городских (кроме гг. Киева и Севастополя) советов и их исполкомов, то теперь Схемой этого приложения также определены должностные оклады таких структур, как сельские, поселковые советы, которые представляют интересы ОТГ, и их исполкомов. До внесения изменений в Постановление № 268 оклады определялись по-другому, а именно: должностной оклад городского головы – по приложению 50, а сельского, поселкового головы – по приложению 54 к этому Постановлению. Обращаем внимание: на сегодняшний день сельские, поселковые головы будут получать оклад в таком же размере, что и городской голова.

В приложении 50 появилась новая должность – первый заместитель сельского головы, и его должностной оклад предусмотрено устанавливать на уровне первого заместителя городского головы. Новацией является то, что, в отличие от ранее действующих принципов, теперь в структурах, в которых должностные оклады определяются по приложению 50, заместителям по вопросам деятельности исполнительных органов: городского, сельского, поселкового головы, секретаря совета, а также управляющему делами (секретарю) исполкома должностные оклады будут устанавливаться на одном уровне.

Заметим: обновленное согласно Постановлению № 353 приложение 50 к Постановлению № 268 предусматривает Схему окладов именно для работников тех советов, которые представляют интересы ОТГ. Для работников аппарата упомянутых советов, где не созданы ОТГ, определенные этой Схемой должностные оклады устанавливаться не могут.

Еще добавим следующее. Установление должностных окладов в несколько большем размере, нежели структурам, которые пока еще не уполномочены представлять интересы ОТГ, обосновано по следующим причинам. Функции и полномочия, которые возлагаются на вновь созданные согласно Закону № 157 ОТГ, значительно шире по сравнению с советами, работающими по так называемым старым правилам.

Вот некоторые из них. В настоящее время на ОТГ возложено обеспечение получения полного общего среднего образования и профтехобразования в государственных и коммунальных заведениях, создание детям условий для развития их способностей, обеспечение учащимся и медработникам льготного проезда к месту учебы и домой, организация медицинского обслуживания и питания в заведениях образования, культуры и т. п. И все это за счет средств местного бюджета. Так предусматривают положения Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине».

Также ОТГ вправе проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в коммунальной собственности соответствующей тергромады, проверки в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства – вплоть до наложения штрафов.

Что касается приложения 51 к Постановлению № 268 (с учетом внесенных Постановлением № 353 изменений), то теперь оно также касается работников и специалистов департаментов, управлений, отделов, других исполнительных органов городских (кроме гг. Киева и Севастополя) советов, исполнительных органов сельских, поселковых советов при условии, что эти структуры представляют интересы ОТГ. Однако отличием от предыдущей редакции этого приложения является то, что должностной оклад главному бухгалтеру должен быть установлен уже не на уровне заведующего сектором, а несколько выше, то есть на таком же уровне, как начальнику отдела в составе управления. Из этого приложения должность государственного регистратора исключена.

Радуемся по поводу размеров окладов для должностей, включенных в приложение 53: ведь ранее оклады не только практически всех работников и специалистов, но и руководителей управлений, отделов исполнительных органов районных в городах (кроме гг. Киева и Севастополя) советов равнялись 1 723 грн. Теперь согласно данному приложению наименьший оклад специалиста составляет 2 500 грн., а руководителя – 5 300 грн.

В результате упорядочения унифицированы должностные оклады по должностям, предусмотренным приложениями 51 и 53 к Постановлению № 268. Теперь должностные оклады главных специалистов уравнялись с окладами главных государственных социальных инспекторов. Это касается и ведущих специалистов – их должностные оклады будут равны окладам государственных социальных инспекторов.

Еще раз обращаем внимание, что Схема должностных окладов, приведенная в приложении 54 к измененному Постановлению № 268, применяется к тем руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, которые не представляют интересы ОТГ.

Обращаем внимание, что изменились также примечания к приложениям 50, 51 и 54 к Постановлению № 268. Речь идет о должности администратора, которая на сегодняшний день может вводиться в исполнительных органах соответствующих советов только при условии создания центра предоставления административных услуг. Финансирование таких центров должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Напомним: согласно определению ст. 12 Закона от 06.09.12 г. № 5203-VІ «Об административных услугах» центром предоставления админуслуг является постоянно действующий рабочий орган или структурное подразделение, в частности ОМС, в котором предоставляются админуслуги через администратора путем его взаимодействия с субъектами предоставления этих услуг.

Добавим, что приложение 57 к Постановлению № 268 не изменилось, поэтому надбавки за ранги должностным лицам ОМС и ОТГ должны выплачиваться в ранее определенных этим документом размерах.

Важно и то, что, как и до внесения изменений, согласно Постановлению № 268 в пределах утвержденного фонда оплаты труда работникам могут устанавливаться:

  • доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;
  • доплата за ученую степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности;
  • надбавка за знание и использование в работе иностранного языка;
  • надбавка за почетное звание «заслуженный»;
  • надбавка за выслугу лет. Также на ранее действующих принципах могут выплачиваться премии, предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска.

Оплата труда служащих ОМС

Существенно изменилось и приложение 55, которым определяются должностные оклады служащих аппарата ОМС. Из этого приложения согласно Постановлению № 353 исключены позиции, касавшиеся служащих органов исполнительной власти, судов и других органов. Поэтому теперь согласно Схеме этого приложения будут определяться оклады служащих аппарата (секретариата) ОМС и органов прокуратуры.

Будем внимательны: сейчас в приложении 55 к Постановлению № 268 должности служащих для таких структур, как исполнительные органы ОМС, не предусмотрены. Поэтому должности служащих, очевидно, должны быть лишь в штатах аппаратов (секретариатов) соответствующих ОМС (областных, городских, районных, сельских, поселковых).

Как видим, некоторая дифференциация размеров должностных окладов этих работников предусмотрена. Например, самый низкий должностной оклад служащего (делопроизводителя, секретаря, архивариуса, экспедитора) составляет 1 895 грн., заведующего архивом, складом – 2 275 грн., секретаря руководителя, ответственного дежурного – 2 144 грн.

До внесения изменений все оклады таких работников устанавливались на уровне 1 723 грн.

Итак, безотлагательно упорядочиваем условия оплаты труда руководителей, специалистов и служащих советов всех уровней, их исполнительных органов. Конечно, для этого нужно внести изменения в локальные положения об оплате труда работников соответствующих советов. Не лишним будет утвердить эти разработанные документы решением сессии соответствующего совета. Также следует разработать новые штатные расписания и принять их в установленном порядке. Отметим, что измененная структура совета или его исполнительных органов должна быть утверждена сессией совета.

Еще одно предостережение: норма части первой ст. 51 Бюджетного кодекса в полной мере касается ОМС. Речь идет о том, что руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников и осуществлять фактические расходы на заработную плату, включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда зарплаты, утвержденного в сметах этих учреждений. Поэтому тем советам, у которых фонд оплаты труда ограничен, следует пересмотреть размеры установленных работникам надбавок, доплат, а также премий и материальной помощи. В крайнем случае им придется уменьшить количество штатных должностей.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн. / квартал

Купить