• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Дмитрий Выдолоб: «Мы готовы платить налоги, но только с полученного дохода»

В конце января в Киеве прошел Конгресс украинского бизнеса, в работе которого участвовало свыше 500 представителей общественных объединений предпринимателей и бизнес-ассоциаций. Участники мероприятия, пытаясь наладить сотрудничество с властью, предложили приостановить действие нормативно-правовых актов, которые увеличивают нагрузку на бизнес и усложняют администрирование налогов и сборов, в частности отменить нормы Закона от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71) в части обязательного применения РРО предпринимателями – плательщиками единого налога второй и третьей групп. Об этом рассказывает президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб.

1 из 1

– Дмитрий Викторович, как известно, с июля 2015 года плательщики единого налога третьей группы (производители и торговцы ювелирными изделиями) обязаны применять регистраторы расчетных операций (РРО). Это значит, что они должны также вести учет товарных запасов?

– Это очень тонкий момент отношений между консультантами и операторами ювелирного рынка. Мы, представители национальной ювелирной отрасли, готовы платить налоги, но только с полученного дохода. Механизмы фискальными органами выработаны, поэтому пусть они нас информируют.

– Согласно налоговым новшествам со второй половины 2015 года органы Государственной фискальной службы будут спрашивать за ведение учета товарных запасов по выявленным товарным остаткам. Но здесь нет логики, ведь эти остатки начали образовываться задолго до июля этого года. В итоге получается, что если налогоплательщики документально не подтвердят происхождение этих остатков, то к ним применят санкции за торговлю неучтенным товаром. То есть заставят уплатить штраф в двукратном размере стоимости таких товаров по ценам реализации?

– Да, налоговые органы будут спрашивать. К сожалению, ситуация складывается неблагоприятная: решения судов по спорам, возникшим вследствие применения санкций за торговлю неучтенным товаром, принимаются не в пользу налогоплательщиков. По законодательству за такую торговлю налагается штраф в двукратном размере стоимости неучтенных товаров. В сфере ювелирной торговли суммы
таких санкций были немаленькие: от 770 тыс. грн. до 7,5 млн грн.

– По отношению к ювелирному бизнесу такой (фискальный) подход вряд ли можно назвать справедливым. Наверное, поэтому в парламенте уже зарегистрированы два законопроекта – от 28.11.14 г. № 1088, от 13.01.15 г. № 1718…

– Оба законопроекта внесены народным депутатом Оксаной Продан. Они были разработаны в «Фортеце» – организации, созданной из всеукраинских, региональных и отраслевых объединений, принимавших участие в «налоговом Майдане». Законопроект № 1718 – это «огнетушитель», направленный на отмену норм Закона № 71 об обязательном применении РРО предпринимателями – единщиками второй и третьей групп. Если к лету его не примут, представители малого бизнеса начнут массированное протестное движение. И вот почему. С одной стороны, никто не хочет, чтобы в нынешних условиях были созданы возможности для административного давления на малый бизнес и распространения коррупции. С другой – представители малого бизнеса не готовы вкладывать собственные средства в приобретение и обслуживание кассовых аппаратов с модемами. Что же касается ювелирной торговли, то мы имеем дело с искусственными товарами, которые, даже имея один артикул, кодифицируются в кассовом аппарате отдельно.

– Почему отдельно?

– Потому что даже в рамках одного артикула они могут отличаться размером, массой изделия и, соответственно, ценой. Кстати, еще в 2012 году был проведен эксперимент, который показал, что «заливка» в память кассового аппарата всего ассортимента ювелирных изделий (а это 5 000 единиц) занимает семь рабочих дней, то есть больше рабочей недели. Выходит, магазин в это время должен простаивать? Особенности ювелирной торговли в Украине (как и в Европе) предусматривают не формализацию отношений между продавцом и потребителем, а наоборот – установление личного доверия между ними, подтвержденного в итоге подписью продавца как гаранта качества изделия.

– Что же Вы предлагаете?

– На январском собрании участников ювелирного рынка было принято решение – отменить обязательное применение РРО в сфере ювелирной торговли. Мы предлагаем ввести обязательную выдачу каждому покупателю товарного чека при приобретении ювелирных изделий. Это можно сделать на основе Правил розничной торговли ювелирными изделиями, утвержденных постановлением КМУ от 25.03.99 г. № 460. То есть не нужно вносить изменения в Закон об РРО (Закон от 06.07.95 г. № 265/95-ВР).

– Вы коснулись законопроекта № 1718. А в чем особенности второго документа, зарегистрированного Оксаной Продан под № 1088?

– Это концептуальный проект. Он предусматривает не только введение гарантий для пользователей РРО за счет изготовителей и сервисных центров, но и ограничение учета и отчетности, а также исключение из Закона об РРО норм о ведении учета товарных запасов и применении санкций за торговлю неучтенным товаром. В целом, это революционный документ. В случае его принятия немногие будут против общеобязательного применения РРО в сфере торговли.

Законопроект № 1718 побуждает учитывать выручку и платить единый налог честно: как раз к этому и стремятся предприниматели, чтобы не опасаться давления и применения несправедливых санкций. Фискальная служба призвана собирать налоги, а не ловить нас на надуманных нарушениях. Принцип должен быть таков: предприниматель честно платит налоги, а у власти отнимают рычаг для увеличения поступлений в госбюджет за счет давления на бизнес, применения безосновательных санкций и требования взяток. В то же время если производители кассовых аппаратов (их торговые представители и обслуживающие организации) будут повышать цены, то малый бизнес это тоже не устроит.

– Если парламент не поддержит эти законопроекты, тогда товаропроизводителям ювелирных изделий грозит разорение и уничтожение бизнеса?

– Так утверждать преждевременно. Тем более что именно товаропроизводители ювелирных изделий не применяют РРО в своей деятельности. В первую очередь пострадают продавцы ювелирных изделий, которые ведут учет товарных запасов с 2011 года и до сегодняшнего дня. Они рискуют столкнуться с неприятными налоговыми уведомлениями-решениями о применении санкции в двукратном размере стоимости товаров, не учтенных по месту реализации, по ценам реализации. Такое давление со стороны контролирующих органов может привести к длительным судебным разбирательствам и соответствующим издержкам.

1 из 1

«Еще в 2012 году был проведен эксперимент, который показал, что «заливка» в память кассового аппарата всего ассортимента ювелирных изделий (а это 5 000 единиц) занимает семь рабочих дней, то есть больше рабочей недели. Выходит, магазин в это время должен простаивать?».


– Стало быть, пришло время объединиться всей ювелирной отрасли – и производителям, и оптовикам, и розничным торговцам? Кто уже готов выступать единым фронтом?

– Объединение – это наш выход. Впервые в истории Украины в январе 2015 года на общем собрании участников ювелирного рынка удалось объединить усилия производителей, торговцев ювелирными изделиями, представителей малого, среднего и крупного ювелирного бизнеса, а также представителей разных общественных объединений. Мы нашли точки соприкосновения: производители поддержали сферу торговли, а торговля – сферу производства ювелирной продукции. Это было очень сложно организовать, но компромисс был достигнут: общее собрание прошло успешно для всех представителей ювелирной отрасли.

– Хотелось бы обратить Ваше внимание еще на одну проблему, связанную с пенсионным сбором. Ранее его взимали с продажи изделий, а теперь будут платить со стоимости сырья. Ведь, как известно, с января 2015 года введен новый сбор, который уплачивается при подаче ювелирных и бытовых изделий на клеймение государственным пробирным клеймом в казенные предприятия пробирного контроля. Ставка сбора – 10 % стоимости основного драгоценного металла в сплаве по ценам НБУ. В новом госбюджете поступления от этого сбора запланированы в сумме 221,8 млн грн. Насколько эти цифры реальны, на Ваш взгляд?

– Во-первых, неправильно определен объект обложения сбором – физический предмет. Имеется в виду ювелирное изделие (или его полуфабрикат) со степенью готовности 70–80 %, которое подается для нанесения государственного пробирного клейма. Однако неизвестно, когда это изделие будет реализовано и будет ли реализовано вообще.

Во-вторых, в период с 2013 года до 2015-го количество плательщиков пенсионного сбора резко сократилось: с 6 000 до 750 (ведь сейчас плательщиками являются только производители). По сути, это дискриминация отечественного производителя! Кроме того, в госбюджете-2014 были предусмотрены большие поступления от пенсионного сбора при реализации ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней – почти 47 млн грн.

А в госбюджет-2015 нужно перечислить еще больше – 221,8 млн грн. Откуда производители изделий, став плательщиками нового сбора, должны брать эти деньги? Из своего кармана? Или идти в банк за кредитом? Раньше сбор платили в основном розничные торговцы: их около 6 000. А с января 2015-го его плательщиками станут изготовители: в 2013 году их было 1 220, в 2014-м – 1 180, в 2015-м – около 750…

1 из 1

«С 2015 года наша ювелирная отрасль практически остановилась. Объемы клеймения ювелирных изделий из золота стремятся к нулю, из серебра – упали на 60–90 % (по сравнению с январем 2014-го). Это говорит о том, что ювелирное сообщество не восприняло новый сбор, считая его не «налогом на роскошь», а налогом на производство ювелирных изделий».


– Понятно, что такой подход конструктивным не назовешь. Возникшие проблемы требуют решения. В связи с этим напрашивается вопрос: на каких показателях клеймения базировались расчеты разработчиков налоговой реформы?

– Мы сами ожидаем эту информацию, так как она нигде не опубликована. За ответом надо обратиться к органам власти, поскольку наши данные с Минфином не совпадают. Создается впечатление, что чиновники брали цифры просто с потолка. Ведь ни один расчет не показывает досягаемость таких бюджетных поступлений. На нашем январском конгрессе представитель Минфина огласил некоторые цифры, но они весьма обобщенные.

– И все-таки хотелось бы уточнить: как можно оценить объем клеймения, учитывая войну на Донбассе и оккупацию Крыма?

– Недавно мы получили ответ из Государственной пробирной службы об объемах ювелирного производства и количестве субъектов хозяйствования (изготовителей ювелирных изделий в 2014–2015 годах). Эта служба, хоть и была ликвидирована Кабмином еще в сентябре 2014-го, продолжает исполнять свои функции (согласно Закону о госрегулировании добычи, производства и использования драгметаллов и драгоценных камней). Судя по полученным данным, в этом году количество изготовителей сократилось на 37 % (по сравнению с 2014-м), а в прошлом объемы производства снизились на 17,17 % (по сравнению с 2013 годом).

– Выходит, что налоговые ноу-хау негативно скажутся на отечественной ювелирной отрасли. Так что, нас ожидает печальный опыт Польши образца 90-х годов, пережившей шоковую терапию, когда рынок ювелирных изделий из золота был заморожен?

– К сожалению, с 2015 года наша ювелирная отрасль практически остановилась. Объемы клеймения ювелирных изделий из золота стремятся к нулю, из серебра – упали на 60–90 % (по сравнению с январем 2014-го). Общий доход в госбюджет от ювелирных изделий составляет около 1 млн грн., а если исходить из среднемесячного показателя, то он должен составлять 18 433 тыс. грн. Это говорит о том, что ювелирное сообщество не восприняло новый сбор, считая его не «налогом на роскошь», а налогом на производство ювелирных изделий.

Кстати, в Польше во время шоковой терапии подобное тоже было. В результате поляки почти полностью потеряли собственный рынок изделий из золота, уступив его итальянским и турецким производителям, а себе оставив рынок недорогих изделий из серебра и янтаря. И это при том, что у них частное предпринимательство в сфере ювелирного производства и торговли было разрешено властями еще с 1971 года, а не с 1991-го, как в Украине. У нас сейчас похожая ситуация. Не желая терять собственный рынок, мы самоорганизуемся, чтобы отстоять интересы отечественной ювелирной отрасли.

– Разумеется, полностью отменить пенсионный сбор мы не сможем: в стране идет война, нужны средства для увеличения пенсионных выплат военнослужащим. Какие Вы видите пути решения этих проблем?

– На январском конгрессе мы предложили равномерное распределение пенсионного сбора: его будут платить и производители, в том числе по давальческим схемам, и оптовики, и розничные торговцы, но только с дохода от операций с ювелирными и бытовыми изделиями из драгметаллов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования (жемчуг, янтарь) и полудрагоценных камней. Ставка сбора – максимум 1 % дохода.

– Вот Вы говорите, что ставка сбора должна быть единой для всех участников ювелирного рынка и составлять не более 1 % дохода. Почему Вы считаете такую ставку нормальной?

– Давайте сформулируем вопрос по-другому: почему мы предлагаем сбор в размере 1 % дохода, когда при покупке наличной валюты введен сбор 2 %?

– Во-первых, спрос на ювелирные изделия значительно ниже, чем на иностранную валюту. При этом спрос на инвалюту растет, а на ювелирные изделия продолжает падать. До введения НБУ ограничений на покупку банковских металлов спрос на их приобретение составлял 50–60 % потребностей производителей ювелирных изделий. Остальные субъекты принимали для выполнения индивидуальных заказов лом заказчика.

Во-вторых, объектом налогообложения выступает не само сырье, а только доход от осуществления операций с готовой продукцией. Однопроцентный сбор уравнивает производителей и торговцев ювелирными изделиями, содействуя при этом элиминированию (устранению) традиционных противоречий между производителями и «розницей». Платят все – как изготовители (даже с давальческих операций), так и торговцы (оптовые и розничные). Это вполне приемлемо и главное – справедливо.

Беседовал Валентин Ковальский

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить