Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Декабрь стартует с новыми размерами госгарантий и должностных окладов


В данной консультации рассмотрим законодательные и нормативно-правовые основания для изменения размера минимальной заработной платы (далее – МЗП), установления условий оплаты труда, включая размеры должностных окладов, для работников учреждений, организаций, заведений бюджетной сферы, а также государственных органов и органов местного самоуправления с 01.12.16 г. Остановимся, в частности, на нормах постановления КМУ от 23.11.16 г. № 840 «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 840).


Законодательные основания для изменения размера МЗП

Напомним, что согласно определению п. 12 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) к бюджетным учреждениям относятся органы госвласти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет государственного или местного бюджета.

Далее будем рассматривать вопрос, как влияет изменение размера МЗП на условия и размеры оплаты труда работников упомянутых учреждений.

Согласно ст. 40 БК размер МЗП на соответствующий бюджетный период определяется законом о Госбюджете. Поэтому начиная с 01.12.16 г. согласно ст. 8 Закона от 25.12.15 г. № 928-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» МЗП в месячном размере составляет 1 600 грн. вместо 1 450 грн., установленного с 01.05.16 г.

Напомним: руководители всех бюджетных учреждений, о которых речь пойдет в данной консультации, обязаны соблюдать нормы ст. 51 БК об осуществлении фактических расходов на оплату труда, включая расходы на премии и прочие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда зарплаты, утвержденного для этих учреждений в сметах.

На сегодняшний день согласно ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) МЗП является законодательно установленным размером зарплаты за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную (часовую) норму труда (объем работ). МЗП является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории государства.

Проще говоря, государство гарантирует, что наименьший объем заработка для каждого наемного работника (т. е. такого, с которым заключен трудовой договор) с 01.12.16 г. должен составлять 1 600 грн. в месяц, поэтому размер должностного оклада должен быть установлен как минимум в этом размере. Выплата месячного заработка в меньшем размере классифицируется как нарушение работодателем трудового законодательства и приводит к применению к такому должностному лицу серьезных санкций.

Вышеупомянутые нормы должны быть соблюдены учреждениями, организациями и предприятиями всех форм собственности и хозяйствования.

Нормативные основания для изменения размеров должностных окладов учреждений

Определено, что к сфере регулирования государства относятся вопросы оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета. Поэтому для работников государственных и коммунальных учреждений и заведений (больниц, детсадов, школ, клубов, библиотек и т. п.), госорганов власти и органов местного самоуправления условия и размеры оплаты труда определяются Кабмином – такие нормы содержит ст. 8 Закона № 108.

Прежде всего отметим, как вышеупомянутые нормы законодательства коснулись заведений бюджетной сферы, работники которых оплачиваются на основании постановления КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298). Ключевым моментом в нем является размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда (далее – т. р.), по которому и определяются размеры должностных окладов работников путем умножения его на соответствующий тарифный коэффициент. Итак, согласно Постановлению № 840 тариф 1-го т. р. с 01.12.16 г. составляет уже не 1 185 грн., а 1 335 грн.

Если использовать такую расчетную базу для определения размеров должностных окладов работников бюджетной сферы по каждому тарифному разряду ЕТС с применением утвержденных Постановлением № 1298 коэффициентов, то будут нарушаться нормы трудового законодательства в части соблюдения минимальных госгарантий в оплате труда, а именно размера должностного оклада 1 600 грн. в месяц.

Например, должностные оклады работников, исчисленные по этим правилам, с 01.12.16 г. должны были бы составлять: по 1-му т. р. – 1 335 грн.; 2-му т. р. – 1 455 грн.; 3-му т. р. – 1 575 грн., то есть меньше законодательно установленного размера МЗП.

Поэтому стало практикой утверждать правительственным решением размеры должностных окладов (тарифных ставок, ставок зарплаты), которые должны быть зафиксированы в штатных расписаниях учреждений по каждому тарифному разряду.

Сравним эти размеры с теми, которые были установлены согласно постановлению КМУ от 06.04.16 г. № 288 «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» (далее – Постановление № 288, см. консультацию «Должностные оклады бюджетников увеличиваются: что с зарплатой?»).

(грн.)

Тарифный разряд

С 01.05.16 г.
(Постановление № 288)

С 01.12.16 г.
(Постановление № 840)

Разница
(гр. 3 – гр. 4)

1

2

3

4

1

1 516

1 600

84

2

1 521

1 605

84

3

1 532

1 615

83

4

1 543

1 695

152

5

1 612

1 816

204

6

1 718

1 936

218

7

1 825

2 056

231

8

1 943

2 189

246

9

2 050

2 310

260

10

2 157

2 430

273

11

2 334

2 630

296

12

2 512

2 830

318

13

2 690

3 030

340

14

2 868

3 231

363

15

3 057

3 444

387

16

3 306

3 725

419

17

3 555

4 005

450

18

3 804

4 285

481

19

4 053

4 566

513

20

4 313

4 859

546

21

4 562

5 140

578

22

4 811

5 420

609

23

5 060

5 700

640

24

5 167

5 821

654

25

5 344

6 021

677

Отметим, что расчет должностных окладов 1–3-го т. р. (включительно) по правилам ЕТС не производится.

Для этих разрядов должностные оклады в штатном расписании следует фиксировать в определенных в п. 1 Постановления № 840 размерах. Это следует из необходимости соблюдения норм ст. 3 Закона № 108. А уже начиная с 4-го т. р. можно или применять правила установления должностных окладов согласно Постановлению № 1298, или взять в работу уже установленные упомянутым постановлением размеры должностных окладов по каждому тарифному разряду – результат будет одинаковым. Главное – кадровым и бухгалтерским службам учреждений нужно поторопиться, чтобы персонал получил заработную плату по новым правилам именно с 01.12.16 г.

Особенности оплаты труда работников госорганов

Что касается работников, занимающих должности в государственных органах (министерствах, ведомствах, местных госадминистрациях, в судебных органах, органах прокуратуры и т. п.), то для них, как известно, со вступлением в силу Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) кардинально изменены принципы определения условий оплаты труда с выделением порядка их определения для госслужащих, работников, выполняющих обслуживающие функции, службы патроната, а также для руководителей госорганов, должности которых не относятся к госслужбе.

Согласно ч. 3 ст. 51 Закона № 889 схемы должностных окладов на должностях госслужбы определяются Кабмином ежегодно при разработке проекта Госбюджета на следующий год. В текущем году принято несколько решений по оплате труда госслужащих и вышеупомянутых лиц, а именно постановления КМУ:

  • от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (далее – Постановление № 292);
  • от 06.04.16 г. № 268 «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, в 2016 году» (далее – Постановление № 268);
  • от 20.04.16 г. № 304 «Об условиях оплаты труда должностных лиц, руководителей и руководящих работников отдельных государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе»;
  • от 05.05.16 г. № 323 «Об условиях оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах».

Безусловно, при определении решениями КМУ размеров должностных окладов для лиц, работающих в государственных органах, учитывался законодательно установленный размер МЗП. Ведь Закон № 889 предусматривает поэтапную привязку размера должностного оклада госслужащего к размеру МЗП начиная с 01.01.17 г. С этого времени его минимальный должностной оклад должен составлять 1,25 МЗП, а с 01.01.19 г. планируется установить на уровне 2 МЗП. На сегодняшний день минимальный должностной оклад госслужащего и «обслуживающего» работника составляет 1 723 грн. Это предусматривают Постановления № 292 и № 268.

Упомянутые нормы будут действовать до конца 2016 года, пока не будет принято решение Кабмина об установлении новых размеров должностных окладов для этих категорий работников на 2017 год.

Правила оплаты для работников советов с 01.12.16 г.

Повлияет ли новый размер МЗП на уровень оплаты труда лиц, работающих в органах местного самоуправления?

Сначала напомним, что работники органов местного самоуправления, к которым, в частности, относятся областные, городские, районные советы и их исполнительные органы, а также созданные в последнее время объединенные территориальные громады, должны оплачиваться в соответствии со ст. 8 Закона № 108, поскольку эти вопросы регулируются государством.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяет Кабмин.

Это значит, что основанием для установления конкретных размеров зарплаты упомянутых работников по всем ее составляющим, включая размеры их должностных окладов, надбавок, доплат, премии, а также материальной помощи, служат исключительно принятые Кабмином решения. Это касается всех работающих – от должностей, на которые лица избираются (например, председатели советов), и должностных лиц органов местного самоуправления, которые назначаются на должности с установлением им рангов должностных лиц местного самоуправления, до должностей служащих (им ранги не устанавливаются) и рабочих (водителей, уборщиков и т. п.).

Все остальные принятые решения органов местного самоуправления по самостоятельному установлению условий оплаты труда работникам за рамками постановлений КМУ, даже если они будут утверждаться сессией совета, не удовлетворяют нормам трудового законодательства.

Кроме того, на сегодняшний день ни одним из законодательных актов органам местного самоуправления не предоставлены полномочия, включая делегированные госорганами, в части самостоятельного определения ими размеров должностных окладов, надбавок, доплат и других составляющих заработка для работников этих органов.

В противном случае могла бы иметь место ситуация, при которой, например, работникам N-совета должностные оклады и размеры надбавок за ранги по аналогичным должностям были установлены на одном уровне, а Y-совета – совершенно в иных размерах, принятых на сессии соответствующего совета. Такая ситуация недопустима.

Акцентируем на этом внимание, так как многие из наших читателей обращаются в редакцию с вопросом: может ли бухгалтер совета устанавливать должностные оклады в размерах выше, нежели предусмотрено решениями КМУ, или же выплачивать надбавки, которых в правительственных решениях нет вообще. Такой путь решения вопросов – порочный, поскольку грубо будут нарушаться нормы БК, КЗоТ, Закона № 108 и других нормативно-правовых актов.

Поэтому оплата труда работников органов местного самоуправления осуществляется, как и ранее, в соответствии с Постановлением № 268.

Конечно, работников этих учреждений также касаются предостережения об установлении им должностных окладов в размерах не меньше МЗП. Поэтому на основании постановления КМУ от 11.02.16 г. № 77 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 г. № 1078 и от 9 декабря 2015 г. № 1013» их минимальные должностные оклады, которые действовали на 30.11.15 г. (1 378 грн.), с 01.12.15 г. повышены на 25 %. В настоящее время, как и в госорганах, наименьший должностной оклад должностного лица органа местного самоуправления составляет 1 723 грн. Правительственного решения о повышении должностных окладов с 01.12.16 г. для этих работников нет.

Оплата труда рабочих государственных и других органов с 01.12.16 г.

Во исполнение норм ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона № 108 о соблюдении госгарантии по оплате труда на уровне, не меньшем МЗП, приказом Минсоцполитики от 16.05.16 г. № 515 внесены изменения в приказ Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В частности, приложения 1–3 к Приказу № 77 изложены в новой редакции, поэтому с 01.05.16 г. полностью соблюдены вышеупомянутые нормы трудового законодательства и наименьший должностной оклад рабочего самой низкой квалификации, то есть 1-го т. р., был установлен на уровне действующего именно с этой даты размера МЗП – 1 450 грн.

Однако с введением с 01.12.16 г. МЗП в размере 1 600 грн. это стало неактуальным. Для этого и предусмотрена норма п. 1 Приказа № 77, в соответствии с которой размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, должности которых содержатся в приложениях 1–3 к этому Приказу, подлежат изменению пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го т. р. В свою очередь, должностной оклад по 1-му т. р. согласно абзацу второму примечания 1 приложения 1 к Постановлению № 1298 и Постановлению № 840 уже составляет не 1 185 грн., как это было в период с 01.05.16 г. по 01.12.16 г., а 1 335 грн.

Пропорциональность повышения тарифа 1-го т. р. определить легко. В данном случае таким коэффициентом повышения является 1,12658 (1 335 грн. : 1 185 грн.). Поэтому все должностные оклады (тарифные ставки), указанные в приложениях 1–3 к Приказу № 77 (конечно, в редакции, действовавшей с 01.05.16 г.), подлежат повышению с 01.12.16 г. на коэффициент 1,12658 и соответствующему округлению.

Пример
Штатному работнику аппарата областного совета 3-го т. р., занятому на реставрационных работах в административном здании этого совета, с 01.05.16 г. согласно приложению 1 к Приказу № 77 установлена месячная тарифная ставка в размере 1 514 грн.

Начиная с 01.12.16 г. размер его ставки, которая фиксируется в штатном расписании, должен рассчитываться таким образом:

1 514 грн. х 1,12658 = 1 705,64 грн.

Применяем правило округления, согласно которому цифры до 0,5 отбрасываются, а цифры от 0,5 и выше – округляются до 1 грн.

Итак, получаем 1 706 грн. в месяц. Именно этот размер должностного оклада должен быть зафиксирован в измененном штатном расписании, которое будет действовать с 01.12.16 г.

Не забываем и о другой норме Приказа № 77, приведенной в абзаце третьем п. 1, а именно: рабочему, у которого должностной оклад меньше размера МЗП, должностной оклад (тарифную ставку) в штатном расписании следует установить на уровне МЗП. Поэтому проверим, на самом ли деле по какой-либо из позиций, приведенных в приложениях 1–3 к Приказу № 77, возникнет такая ситуация.

По состоянию на 01.05.16 г., как было отмечено выше, самый низкий размер тарифной ставки был у рабочего 1-го разряда – 1 450 грн. После нового расчета его ставка с 01.12.16 г. как раз «вписалась» в вышеупомянутое предостережение Приказа № 77 и составляет:

1 450 грн. х 1,12658 = 1 633,54 грн.,
или округленно 1 634 грн.

Таким образом, норма об обеспечении размера должностного оклада (тарифной ставки) работнику самого низкого тарифного разряда, выполняющему простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную им месячную (часовую) норму труда (объем работ), полностью соблюдена.

В начале данной консультации мы обратили внимание, что оплата труда бюджетников должна осуществляться исключительно в пределах утвержденных в смете учреждения, заведения объемов на оплату труда работников.

Поэтому для рабочих, которые заняты обслуживанием государственных и других органов, остаются актуальными и другие составляющие их заработной платы. Речь идет о доплате в размере 10 % месячного оклада за работу с использованием дезинфекционных средств или же занятым уборкой туалетов (п. 3 примечания приложения 2 к Приказу № 77).

Руководитель и впредь может использовать предоставленное ему право установления работникам, в частности, следующих выплат (п. 2 Приказа № 77):

  • доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях труда в размере до 12 %, а за работу в особо вредных условиях – до 24 % должностного оклада (тарифной ставки);
  • доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объемов выполняемых работ без ограничений размеров этих выплат. Это осуществляется за счет и в пределах экономии фонда оплаты труда, образующейся из тарифных ставок (должностных окладов) высвобождаемых работников;
  • надбавки за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % тарифной ставки или должностного оклада (обращаем внимание: конкретизация работ, которые будут относиться к сложным и напряженным, а также перечень должностей работников, которым эта надбавка может быть установлена, необходимо утверждать в разделе «Оплата труда рабочих» положения об оплате труда работников соответствующего государственного или другого органа);
  • доплаты за работу в ночное время за каждый час работы с 22.00 до 6.00 в размере до 35 % часовой ставки (должностного оклада);
  • премии работникам в зависимости от их вклада в конечные результаты работы без ограничения ее размера конкретному работнику. Опять же, критерии и показатели премирования должны быть приняты в локальном документе соответствующего органа;
  • материальной помощи в размере среднемесячного заработка рабочего.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы