Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Что следует знать о проверках: советы юриста

06.10.2016 15393 0 1


Каждому субъекту хозяйствования (далее – СХ) рано или поздно приходится сталкиваться с проверкой контролирующими органами. Какие действия в этом случае следует предпринять, что нужно знать в первую очередь, как сориентироваться в многообразии нормативных документов, регламентирующих проведение проверок, чтобы максимально защитить свои права и избежать возможных неприятностей? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной консультации.

Какие нормы регламентируют проведение проверок

Одним из важных нормативно-правовых актов, который регламентирует порядок проведения проверок, является Закон № 877. Именно этот документ определяет основные принципы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности и порядок проведения проверок (в том числе их виды, сроки и основания). Им руководствуется большинство контролирующих органов в своей «проверочной» деятельности, ведь правила для всех одинаковы.

Вместе с тем есть и ряд исключений. В частности, Закон № 877 не распространяется на отношения, возникающие во время принятия мер (ст. 2):

  • контроля органами ГФС;
  • валютного контроля;
  • государственного экспортного контроля;
  • контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  • банковского надзора;
  • госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;
  • госнадзора за соблюдением требований ядерной безопасности;
  • государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации;
  • при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия;
  • государственного архитектурно-строительного контроля (надзора);
  • государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

Перечисленные органы при осуществлении проверок руководствуются не Законом № 877, а другими специальными законодательными актами, например, органы ГФС – нормами НК (гл. 8). И конечно, у каждого контролирующего органа есть свои подзаконные акты, регулирующие вопросы проведения проверок.

Также не стоит забывать, что на целый ряд проверок законодательством введен мораторий (подробнее об этом читайте «Действует ли сегодня мораторий на проверки?»).

Поскольку требования Закона № 877 касаются большей части контролирующих органов, далее в статье рассмотрим требования к проведению проверок, установленные именно этим документом.

Общие правила проведения проверок

Правило 1. Проверки должны проводиться только в рабочее время предприятия, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Правило 2. Процесс проверки можно зафиксировать при помощи средств аудиои видеотехники.

Правило 3. Присутствие руководителя (его заместителя) СХ или уполномоченного им лица при проверке обязательно.

Правило 4. В отношении проверок действует правило конфликта интересов: если нормы закона или иного нормативно-правового акта допускают неоднозначное толкование прав и обязанностей СХ, то решение должно приниматься в пользу последнего.

Правило 5. Производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг СХ могут быть приостановлены исключительно по решению суда.

Виды проверок

Закон № 877 предусматривает два вида проверок: плановые и внеплановые. Рассмотрим детальнее требования к каждому из них.

Плановые проверки

Основные правила. Приведены в ст. 5 Закона № 877:

  • проверка должна быть предусмотрена календарным планом;
  • если СХ на соответствующий плановый период включен в план проверок сразу нескольких контролирующих органов, то проверки проводятся комплексно – одновременно всеми этими органами;
  • планы проверок формируются согласно разработанным контролирующими органами нормативным документам;
  • план должен быть размещен на официальном сайте контролирующего органа не позднее чем за 10 дней до начала планового периода.

Срок проведения. Не может превышать 15 рабочих дней (далее – р. д.), а для СМП – 5 р. д.

Периодичность. Определяется контролирующим органом в зависимости от степени риска, к которой отнесен СХ. Критерии отнесения к той или иной степени риска утверждаются Кабмином (ст. 5 Закона № 877). Существует три степени риска: высокая, средняя, незначительная.

Например, критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами ПФУ, утверждены Постановлением № 528. Это – своевременность подачи отчетности, соблюдение других требований законодательства в данной сфере и наличие уточнений в поданной информации.

Внеплановые проверки

Основные правила. Изложены в ст. 6 Закона № 877.

Основания для проведения. Такими основаниями являются (ч. 1 ст. 6 Закона № 877):

  • подача СХ письменного заявления о проведении проверки по его желанию;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданной СХ;
  • проверка выполнения СХ предписаний, распоряжений об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам плановых проверок;
  • обоснованное обращение физических и юридических лиц о нарушении СХ требований законодательства. В этом случае проверка возможна только с согласия центрального органа исполнительной власти;
  • неподача в установленный срок документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений причин, которые препятствовали подаче таких документов;
  • авария, смерть пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью СХ.

В ходе внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения.

Условия допуска к проверке

Решая вопрос, допустить или не допустить проверяющих к осуществлению проверки, вы должны учесть несколько важных моментов.

1. О предстоящей плановой проверке плательщик должен быть проинформирован письменно не позднее чем за 10 дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать:

  • даты начала и окончания проверки;
  • наименование юрлица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя, деятельность которого проверяется;
  • наименование органа, который будет проводить проверку.

2. До начала проверки проверяющие обязаны предъявить СХ направление на проверку и служебные удостоверения, а также представить копию направления (ч. 5 ст. 7 Закона № 877). Направление должно содержать (ч. 3 ст. 7 Закона № 877):

  • наименование органа государственного надзора (контроля);
  • наименование проверяемого СХ и/или его обособленного подразделения либо Ф. И. О. физлица-предпринимателя;
  • местонахождение СХ и/или его обособленного подразделения, деятельность которого проверяется;
  • номер и дату приказа, согласно которому осуществляется проверка;
  • перечень должностных лиц, которые участвуют в проверке, с указанием их должности и Ф. И. О.;
  • даты начала и окончания проверки;
  • тип проверки (плановая или внеплановая);
  • вид меры контроля (проверка, ревизия, обследование, обзор, инспектирование и т. п.);
  • основания для проверки;
  • предмет проверки;
  • информацию о выполнении предыдущей меры (вид меры и срок ее осуществления).

Направление должно быть заверено подписью руководителя (заместителя) и печатью органа ГФС.

Советуем внимательно читать это направление. Ведь если в нем, к примеру, неправильно указано название или адрес вашего предприятия, у вас есть все основания не допускать проверяющих к проверке.

3. Перед началом проверки должностные лица контролирующего органа обязаны сделать запись в Журнале регистрации проверок СХ, если таковой имеется (ч. 12 ст. 4 Закона № 877). Напомним, форма Журнала и порядок его ведения утверждены Приказом № 18.

Учтите, что если вы допустили проверяющих к незаконной проверке, то обжаловать ее результаты будет проблематично.

Исходя из судебной практики, можно сказать, что суды в таких случаях становятся на сторону контролирующих органов и отмечают в решениях, что если в ходе незаконной проверки выявлены нарушения, допущенные СХ, то процедурные нарушения со стороны контролирующего органа не могут повлиять на ответственность за эти нарушения.

Судебная практика по вопросу обжалования результатов проверок в случае, когда контролирующим органом были допущены процедурные нарушения, приведена ГФС в Письме ГФС Украины от 12.09.14 г. № 4352/7/99-99-10-02-02-17 «Об обобщении судебной практики ВАСУ и ВСУ по вопросам обжалования приказов на проведение проверок и актов».. Также обратите внимание на позицию ВСУ, изложенную, например, в постановлении от 24.12.10 г. (ЕГРСР, рег. № 14222170): налогоплательщик, который считает, что порядок назначения и основания для проверки в отношении него были нарушены, должен защищать свои права, не допуская должностных лиц контролирующего органа к такой проверке. Если же допуск к проверке состоялся, в дальнейшем предметом рассмотрения в суде должна быть лишь суть выявленных нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляется контролирующими органами.

То есть именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик может поставить вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от необоснованного осуществления налогового контроля в отношении себя. Вместе с тем допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении налоговой проверки.

Конечно, есть и положительные судебные решения по данному вопросу, когда налоговое уведомление-решение было отменено судом из-за нарушений со стороны органа ГФС при проверках.

Например, определение ВАСУ от 24.05.16 г. (ЕГРСР, рег. № 58016333). Орган ГФС провел плановую проверку СХ, в ходе которой выявил нарушения требований налогового законодательства. Однако до начала проверки налогоплательщику не было вручено ни уведомление о проведении проверки, ни приказ о назначении проверки (а это обязательное условие проведения плановой документальной проверки согласно НК). Также налоговый орган не смог представить суду утвержденный план-график документальных плановых проверок на период, в который проводилась проверка.

Принятые органом ГФС налоговые уведомления-решения и требования об уплате налогоплательщиком долга были отменены судом. Судебные решения, вынесенные судами всех инстанций, вплоть до ВАСУ, были обоснованы так: нарушение порядка проведения проверки приводит к признанию такой проверки незаконной, а ее результаты – к неправомерному принятию обжалуемых плательщиком налоговых уведомлений-решений, требованиям об уплате долга и применению штрафных санкций.

Оформление результатов проверок

По результатам плановой и внеплановой проверок, в ходе которых выявлены нарушения законодательства, составляется акт проверки (ч. 6 ст. 7 Закона № 877). Если СХ не согласен с выводами проверки и фактами, изложенными в акте, он вправе подписать его с возражениями. При этом неподача возражений не лишает его в дальнейшем возможности обжаловать решение о финансовых санкциях.

Конечно, можно вообще отказаться от подписания акта, но мы не рекомендуем этого делать, ведь тогда контролирующий орган составит акт об отказе в подписании, но акт проверки все равно пустят в ход, независимо от того, согласны вы с ним или нет, и ваше мнение никто не узнает.

Один экземпляр этого акта должен быть вручен СХ.

Окончательное решение по проверке принимает руководитель контролирующего органа после изучения ее материалов. Если он сочтет аргументы, изложенные в возражениях, достаточными и законными, то может вынести решение о неприменении штрафов.

На основании акта проверки составляется документ об устранении нарушений (предписание, распоряжение и др.) или решение о применении финансовых санкций. Такой документ можно обжаловать в административном или судебном порядке.

О порядке обжалования результатов проверок читайте «Административное обжалование решений органов ГФС», «Обжалование результатов проверок в суде».

На пороге проверяющие: алгоритм действий

Итак, если к вам пожаловали проверяющие, вы должны действовать четко и слаженно. От того, насколько правильными будут ваши действия, во многом зависит итог проверки. Поэтому можем порекомендовать вам следующий алгоритм действий при проведении любой проверки.

1. Выясните, из какого госоргана проверяющие и какова цель визита (плановая, внеплановая проверка).

2. Определитесь, какие нормы законодательства распространяются на проверки данного органа, действует ли в отношении этих проверок Закон № 877. Если нет, узнайте, какие нормы дейсвуют и что они предписывают.

3. Выясните, подпадает ли данная проверка под мораторий.

4. В зависимости от того, что предписывает законодательство, потребуйте у проверяющих необходимые документы (направление на проверку, служебные удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, убедитесь, что вас уведомили о ней не менее чем за 10 дней до начала проверки.

5. Потребуйте, чтобы проверяющие зарегистрировались в Журнале проверок (для тех органов, на кого эта норма распространяется). Если правомочность явки проверяющих вызывает у вас сомнение, не лишним будет позвонить в направивший их контролирующий орган.

6. В зависимости от наличия (отсутствия) у проверяющих необходимых документов, а также оснований для проведения проверки принимайте решение о допуске (недопуске) проверяющих. Помните: незаконный недопуск к проверке может грозить вам серьезными неприятностями. Поэтому, приняв решение не допускать проверяющих на предприятие, будьте уверены в своей правоте на сто процентов.

7. Если проверяющие допущены к проверке, создайте им все необходимые условия для работы: по возможности выделите отдельный кабинет и назначьте ответственного за общение с ними, чтобы избежать нежелательных для вас контактов «контролеров» с другими работниками предприятия.

8. Не забывайте о вашем праве фиксировать процесс проверки при помощи технических средств.

9. Не отчаивайтесь, если результаты проверки говорят не в вашу пользу или ваше мнение по какому-либо вопросу расходится с мнением проверяющих. Помните, у вас всегда есть право их обжаловать.

Выводы

Есть две категории проверок: те, на которые распространяются нормы Закона № 877, и все остальные. Для последних действуют свои правила, установленные специальным законодательством (например, для проверок, осуществляемых органами ГФС, – нормы НК).

Перед любой проверкой проверяющие должны предъявить вам направление и свои служебные удостоверения. Если они этого не сделали, у вас есть все основания их не допускать.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Для каждого вида проверок законом предусмотрены основания и сроки проведения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы