• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Чем руководствоваться при проведении инвентаризации

Юлия Гужел

20.10.2014 208 0 0

Таблица-подсказка: поможет быстро сориентироваться, в каком порядке действовать, какие документы оформить и в каких нормативных актах это указано.

Чем руководствоваться при проведении инвентаризации

Предприятие обязано поводить инвентаризацию перед составлением годовой финансовой отчетности. Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательной годовой инвентаризации, является Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (далее – Инструкция № 69).

В дополнение к Инструкции № 69 рекомендуем всем предприятиям пользоваться Положением, утвержденным постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158 (далее – Положение № 158). Хотя этот документ содержит требования для госпредприятий, некоторые его нормы дополняют Инструкцию № 69 (их мы приведем в таблице).

Этапы проведения инвентаризации

1

2

3

4

№п/п

Действия

Оформляемые документы

Основание

1

2

3

4

Подготовительный этап

1

На предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (далее – ИК).

Состав: руководители структурных подразделений и главный бухгалтер, председатель комиссии – руководитель предприятия или его заместитель

Приказ о назна-чении постоянно дейст­вующей ИК

П. 11.1Инструкции № 69

2

Создаются рабочие ИК (для предприятий с большим объемом работ по проведению инвентаризации).

Состав комиссий: инженер, технолог, механик, экономист, бухгалтер и другие компетентные работники

Приказ о назначении рабочих ИК

П. 11.2Инструкции № 69

3

До снятия фактических данных определяются остатки материальных ценностей (на день инвентаризации необходимо закончить обработку всех документов относительно движения ТМЦ)

Приказ о проведенииинвентаризации

П. 9 Положения № 158

4

ИК:

– пломбирует подсобные помещения и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

– проверяет исправность всех весоизмерительных приборов;

– получает последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчетов о движении ТМЦ и денежных средств

П. 10 Положения № 158

5

Председатели ИК визируют все приходные и расходные документы, которые прилагаются к реестрам (отчетам) с указанием «К инвентаризации на (дата)»

П. 10 Положения № 158

6

Материально ответственные лица и лица, имеющие на руках денежные средства на приобретение или доверенность на получение ценностей, дают расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию; все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны на расходы

Расписки материально ответственных лиц

П. 10 Положения № 158

Проверочный этап

1

Комиссия производит подсчет, взвешивание, обмер ценностей в присутствии материально ответственных лиц

Акты обмеров и расчеты, акты инвентаризации, инвентаризационные описи*

П. 11 Положения № 158

2

Если инвентаризация ценностей в помещении, где они хранятся, не закончена за один день, ее необходимо продолжить на следующий рабочий день. В этом случае в конце рабочей смены председатель ИК должен опечатать это помещение пломбиром

П. 12 Положения № 158

3

Проводится также инвентаризация имущества и материальных ценностей, не принадлежащих предприятию, которые числятся на его забалансовых счетах

П. 5Инструкции № 69

4

Делается сверка всех балансовых счетов по расчетам с контрагентами, с бюджетом, с банками, по обязательствам (резервы, обеспечения)

Акты сверок, акты инвентаризации*

П. 11.10, 11.11Инструкции № 69

Заключительный этап

1

При выявлении ошибок в инвентаризационных описях материально ответственные лица заявляют об этом ИК. После проверки указанных фактов и их подтверждения ИК исправляет ошибки

Сличительные ведомости, акты сверок, акты инвентаризации, инвентаризационные описи*

П. 11.5Инструкции № 69

2

Рабочие ИК вносят предложения об урегулировании инвентаризационных разниц (о зачете недостач и излишков при пересортице и пр.)

П. 11.3 Инструкции № 69

3

Материально ответственные лица, виновные в возникновении инвентаризационных разниц, дают письменные пояснения

П. 11.1Инструкции № 69,п. 48 Положения № 158

4

Постоянно действующая ИК проверяет правильность определения инвентаризационных разниц и обоснованность предложений по их урегулированию, а также читает пояснения, составляет протокол

П. 11.13Инструкции № 69

5

Руководитель предприятия в 5-дневный срок с даты окончания инвентаризации рассматривает и утверждает протокол ИК

Протокол ИК

Пп. «в» п. 11.12 Инструкции № 69

6

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете на дату проведения инвентаризации, но не позже декабря текущего года

Пп. «г» п. 11.12 Инструкции № 69

* О типовых формах документов, используемых при проведении инвентаризации, см. ниже.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить