• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Часть объекта не используется: начислять ли амортизацию

В бухгалтерском и налоговом учете здание учитывается как неделимый единый объект ОС. Но при этом предприятие использует одну часть здания для производства готовой продукции, вторую – для административных целей, а третья вообще не используется. Как начислять амортизацию и отражать ее в учете?

По общему правилу начислять амортизацию нужно на все здание, даже если отдельная ее часть не используется. Впрочем, рассмотрим этот вопрос по порядку.

П(С)БУ. Прямо об этом в П(С)БУ не сказано, но ответ вытекает из самой сути начисления амортизации в течение срока полезного использования. Напомним, срок полезного использования – ожидаемый период времени, в течение которого объект будут использовать (п. 4 П(С)БУ 7). Кроме того, амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств (далее – ОС) стал пригодным для полезного использования, а прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию (п. 29 П(С)БУ 7). Отсюда можно сделать вывод, что П(С)БУ не предусматривает прекращения начисления амортизации за период, когда объект (а тем более его часть) не используется.

МСБУ. В отличие от П(С)БУ в п. 55 МСБУ 16 «Основные средства» о нашей ситуации сказано вполне конкретно: «...амортизацию не прекращают, когда актив не используют или он выбывает из активного использования, пока актив не будет амортизирован полностью». Нужно ли нам придерживаться норм МСБУ? Да, нужно, поскольку:

· в ст. 1 Закона № 996 установлено, что наши П(С)БУ не должны противоречить международным стандартам. В приведенной части П(С)БУ не противоречат МСБУ. Вернее, нормы последних более конкретно говорят о том, что украинские стандарты только подразумевают;

· п. 5 ст. 8 Закона № 996 предоставляет предприятию право самостоятельно устанавливать целесообразность применения международных стандартов, кроме случаев, когда обязательность такого применения определена законодательством. Следовательно, любое предприятие уже сегодня может перейти на ведение бухучета и составление финансовой отчетности по международным стандартам. Тогда в любом случае положение п. 55 и другие нормы МСБУ 16 будут для него обязательными.

Заметим также, что с 01.01.12 г. Закон № 996 дополняется новой ст. 12-1, согласно которой применение международных стандартов будет обязательным для публичных акционерных обществ, банков, страховщиков, а также предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ.

Отнесение амортизации на расходы. Понятно, что амортизацию части здания, где производится продукция, списываем на себестоимость продукции (счет 23), а части здания, которая используется для административных целей, – на счет 92. Распределять общую сумму амортизации между статьями расходов можно любым методом, например по площади каждой из частей здания (в П(С)БУ этот вопрос не определяется). Что касается части, которая не используется предприятием, то, на наш взгляд, по общему правилу суммы амортизации следует относить на те же счета расходов, куда амортизация включалась ранее, в период использования данного здания. Но только при условии, что после временного простоя часть здания и в дальнейшем будет использоваться по тому же назначению. Например, включение суммы амортизации на расходы может отражаться таким образом:

· если это была административная часть здания и после определенного простоя она и в дальнейшем будет использоваться для административных потребностей, то амортизацию за период простоя также списываем на счет 92;

· если это была производственная часть, сумму амортизации следует относить на счет 23;

· если же идет речь о части здания, которая вообще еще не использовалась или назначение которой будет изменено, в период временного простоя амортизацию целесообразно показывать на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить