• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Ассоциация — не манна небесная

В Европе ждут только производителей с евростандартами


Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС создает новые возможности для нашего бизнеса, но только при условии, что мы максимально воспользуемся тем, что она нам предлагает. Прежде всего, следует переориентировать отечественный экспорт с российских рынков на европейские. При этом необходимо модернизировать производство и получить соответствующую сертификацию в ЕС. Это даст право продавать свою продукцию без дополнительных проверок и где угодно.


Александр Даниленко,
главный редактор журнала «Справочник экономиста»

27 июня в Брюсселе состоялось подписание так называемой экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (именно таково полное название документа, который далее будем называть просто — Соглашение). Прежде всего отметим, что подписание Соглашения сопровождалось немалым количеством мифов. Например о том, что не стоит спешить с подписанием, нужно во всем разобраться и т. д. Однако напомним, что переговоры о заключении нового соглашения между Украиной и ЕС были начаты еще в марте 2007 года, так что времени и возможностей для его разработки было по меньшей мере достаточно. Еще одним мифом является то, что подписание Соглашения закрывает для Украины рынки России и других стран СНГ. Чтобы понять, что это не так, достаточно проанализировать товарооборот между той же Россией и странами ЕС. В Соглашении четко прописано, что его подписание не будет препятствовать сохранению или созданию других таможенных союзов, зон свободной торговли и пограничных договоренностей с третьими странами, если такие договоренности не будут создавать конфликтов с данным соглашением (ст. 39 Соглашения).

Текст Соглашения достаточно внушительный: оно насчитывает почти 300 страниц и 486 статей, касающихся огромного количества вопросов: внешняя политика и политика безопасности, правовая система, экономическое и отраслевое сотрудничество и т. д. Экономическая часть Соглашения в той или иной степени охватывает основные сферы и отрасли экономики. Самым объемным является раздел IV Соглашения «Торговля и вопросы, связанные с торговлей». Кроме того, Соглашение содержит более семидесяти приложений, которые необходимо изучать особенно тщательно, поскольку именно в них, как правило, приводятся конкретные цифры и сроки внедрения норм Соглашения. Неотъемлемой частью Соглашения является положение о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Фактически имплементация всех положений Соглашения должна создать условия для торговли между Украиной и ЕС, аналогичные тем, которые существуют внутри ЕС. Стороны постепенно создают зону свободной торговли в течение переходного периода, который не превышает 10 лет начиная с даты вступления в силу данного Соглашения. Для надлежащей реализации целей Соглашения об ассоциации Украина обязуется достичь стабильности торгового и таможенного законодательства, положения и процедуры которого будут пропорциональными, прозрачными, предсказуемыми, недискриминационными, объективными, унифицированными и эффективными.

Итак, каких именно преимуществ могут ожидать украинцы в случае успешной реализации всех предусмотренных соглашением положений?

Возможности для экспортеров

Соглашение открывает новые возможности для экспортеров, предоставляя им фактически беспошлинный доступ на один из крупнейших рынков мира.

Важным моментом является то, что переходный период продлится до 10 лет, а ЕС отменит пошлины сразу после вступления в силу Соглашения. В дальнейшем ни Украина, ни ЕС не смогут повысить ставки пошлины или ввести новые на товары происхождением из другой стороны Соглашения об ассоциации. Таким образом, фактически украинские экспортеры получают беспошлинный доступ на один из крупнейших рынков мира. Экспортные пошлины, действующие в Украине, будут постепенно отменять в соответствии с согласованным графиком в течение 10 лет начиная с даты вступления в силу Соглашения. Стороны запретят административные платежи, действие которых эквивалентно ввозной (импортной) или вывозной (экспортной) пошлине и сборам. Вместе с тем Украина может применять защитные меры, касающиеся вывозной пошлины, еще в течение 15 лет с даты вступления в силу Соглашения в случае, если в течение любого одного года суммарный объем экспорта из Украины в ЕС по каждому определенному коду УКТ ВЭД будет превышать определенный предельный объем. Защитные меры будут применяться в форме дополнительной пошлины, предельный размер которой согласован в рамках Соглашения.

Импортные товары подешевеют

Максимальный размер ввозной пошлины и дополнительного сбора не должен превышать 10 %. Ни одна сторона не должна вводить или оставлять в силе любые запреты или ограничения либо меры эквивалентного действия в отношении импорта любого товара другой стороны. Постепенное уменьшение и даже отмена пошлины должны снизить цены на импортные товары. В результате ряд товаров, ввоз которых ранее был неоправданным из-за чрезмерной конечной цены, можно будет ввозить в Украину. Также в структуре импорта, вероятно, начнет увеличиваться доля европейских товаров, качество и безопасность которых достаточно высоки. Все это, безусловно, выгодно для украинского потребителя.

Однако, с точки зрения экономики, описанная ситуация может привести к тому, что отдельные товары национального производства будут испытывать значительную конкуренцию, объемы их продажи уменьшатся, в некоторых случаях производство может стать нерентабельным.

Отметим, что защите национального производителя посвящено немало норм Соглашения, и нельзя сказать, что Украина полностью теряет контроль над регулированием импорта. Так, для наиболее уязвимых от импорта товаров будут введены тарифные квоты. Например, Украина предусмотрела применение тарифных квот для определенной мясной продукции и сахара. Тарифные квоты ЕС насчитывают более тридцати позиций, касающихся, в основном, пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Необходимо также отметить, что после вступления в силу Соглашения ни одна из сторон не должна оставлять действующими, вводить или восстанавливать экспортные субсидии или другие меры эквивалентного действия в отношении сельскохозяйственных товаров, предназначенных для продажи на территории другой стороны. Заметим, что ранее экспортные субсидии довольно активно применялись именно странами Евросоюза, что приводило к существенному снижению цен на продукцию.

Отдельные главы Соглашения посвящены защите от импорта некоторых товарных групп. Едва ли не больше всего защитных процедур предусмотрено для так называемых национальных производителей автомобилей. Напомним, что в первые годы независимости они фактически были полностью освобождены от налогообложения, а в последнее время лоббировали чрезмерные пошлины на импортные автомобили и прочие процедуры. И хотя в результате мы так и не увидели ни одной модели современного украинского автомобиля, стоимость импортных авто стала едва ли не самой высокой в Европе. Так вот, о них не забыли, разумеется, и в Соглашении: Украина может применять специальные меры в форме высокой ставки ввозной пошлины для легковых автомобилей происхождением из ЕС, которые классифицируются по товарной позиции 8703, если имеют место следующие условия:

1) в результате снижения или отмены пошлины в соответствии с данным Соглашением товар импортируется на территорию Украины в таких бóльших объемах в абсолютных величинах, при которых причиняется значительный вред национальной промышленности, производящей подобный товар;

2) совокупный объем (в единицах) импорта товара в течение любого года достигает предельного объема, определенного в приложениях (45 тыс. штук);

3) совокупный объем импорта товара в Украину (в единицах) в течение последнего 12-месячного периода превысит предельный объем всех первичных регистраций легковых автомобилей в Украине за тот же период, составляющий от 20 % в течение второго годового периода с даты вступления в силу Соглашения до 25 % в течение седьмого годового периода.

1 из 1

Преимущества или риски?

Со временем Украина должна достичь соответствия техническим регламентам ЕС и системам стандартизации, аккредитации, работам по оценке соответствия и рыночного надзора ЕС: принять необходимые меры с целью постепенного достижения соответствия техническим регламентам, системам стандартизации, метрологии, аккредитации. Нам также придется в полном объеме обеспечивать участие национальных органов в европейских и международных организациях по стандартизации, законодательной и фундаментальной метрологии, оценке соответствия, в том числе по аккредитации, в соответствии со сферой деятельности и статусом членства в этих организациях. Украина постепенно будет внедрять европейские стандарты (EN) в качестве национальных стандартов.

Перечисленные требования мы отнесли к числу преимуществ. Хотя многие эксперты считают этот момент едва ли не самым большим риском. Действительно, сегодня большинство украинских товаров таким требованиям в полной мере не отвечает. Например, по оценкам экспертов, 66 % украинского молока не соответствует требованиям ЕС, которые, в частности, запрещают содержание в этом продукте антибиотиков и пальмового масла. Разумеется, переоборудование производственных линий — процесс сложный и затратный. Однако в результате положительные изменения должен почувствовать как производитель, для которого расширятся рынки сбыта, так и потребитель, который получит более качественные и безопасные продукты. Кроме того, переход к новым стандартам качества значительно расширит возможности экспорта продукции, причем не только в страны ЕС.

В соответствии со ст. 88 Соглашения обеспечивается национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Учреждение в Украине дочерних предприятий, филиалов и представительств юридических лиц должно быть не менее благоприятным, нежели предоставляемый стороной ЕС его юридическим лицам, филиалам и представительствам.

1 из 1

Сможет ли Украина повторить инвестиционный бум, который наблюдался в соседней Польше после подписания договора об ассоциации с ЕС? Сейчас многие инвесторы воспринимают нас как осколок СССР, где только и можно услышать о коррупции и нарушении правил ведения бизнеса. Это только отпугивает.

Выгоды, которые ощутит бизнес:

1) В результате либерализации рынка увеличится количество товаров и расширится их ассортимент. Благодаря зоне свободной торговли откроется рынок ЕС путем устранения таможенных пошлин и вливания инвестиций в национальную экономику. Это особенно положительно повлияет на розничную и оптовую торговлю, а также на сектор коммуникаций. Свободное движение капиталов будет способствовать экономическому росту, поскольку нынешняя проблема различия технических норм и стандартов осложняет трансграничную торговлю.

2) Регион ЕС крайне важен для наращивания украинского сотрудничества, поскольку он объединяет высокоразвитые страны мира, способные покупать товары и услуги украинского производства по мировым ценам. Кроме того, торговля с ЕС занимает 15 %-ную долю общего объема товарооборота Украины со странами мира. Основными статьями украинского экспорта в страны ЕС являются черные металлы и руды — около 40 %, энергетические материалы — 10,5 %, древесина и изделия из нее — 4,4 %, одежда текстильная — 3,9 %, изделия из черных металлов — 3,9 %.

3) Будут ликвидированы технические барьеры, мешающие бизнесу: начиная от производства и заканчивая хранением и транспортировкой товаров.

Риски для украинских производителей:

1) Украинские товары могут оказаться не конкурентоспособными, а их выход на рынки ЕС будет жестко ограничен квотами и европейскими нормами торговли и производства, которые в настоящее время в Украине не соблюдаются. Тот, кто окажется не способным соответствовать евростандартам, будет вынужден уйти с рынка.

2) Усилится торговая война с Россией и вытеснение украинских товаров с рынков Таможенного союза.

3) Если производственная кооперация между украинскими предприятиями и ЕС носит поверхностный межотраслевой характер, то с партнерами Таможенного союза — внутриотраслевой. Прежде всего, это касается авиакосмической отрасли — единственной в Украине наукоемкой, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Под угрозой могут оказаться практически все проекты, выполняемые совместно с россиянами: производство самолетов АН-70, АН-140 и запуск ракетоносителей украинского производства с морской платформы Sea Launch и космодрома Байконур.

4) Придется решать большое количество технических вопросов, касающихся согласования стандартов, нормативных документов и правил ведения бизнеса. Однако, запланированных десяти лет недостаточно, чтобы мы достигли уровня Германии или Франции. Здесь понадобится не одно десятилетие...


Дата подготовки
01.09.2914

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Ассоциация — не манна небесная