• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Аннулирование НДС-регистрации по собственному желанию

Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, которые намерены сняться с регистрации плательщиками НДС в связи с повышением с 01.01.15 г. предельного объема операций по поставке для обязательной регистрации плательщиками данного налога (1 млн грн.) и внедрением электронного администрирования НДС.

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС приведены в ст. 184 Налогового кодекса (далее – НК). Одним из них является непревышение общей стоимости операций по поставке товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев суммы, определенной в ст. 181 НК (пп. «а» п. 184.1 НК). На сегодняшний день согласно ст. 181 НК такая сумма составляет 300 тыс. грн. Однако в связи с изменениями, внесенными в НК Законом от 31.07.14 г. № 1621-VI, с 01.01.15 г. объем поставок, при котором следует обязательно регистрироваться плательщиками НДС, повышается до 1 млн грн.

Это значит, что те плательщики НДС (в т. ч. сельхозпредприятия), годовой объем поставок которых меньше указанной суммы, по желанию смогут либо аннулировать свою регистрацию плательщиком этого налога (пп. «а» п. 184.1 НК), либо оставаться плательщиками НДС, если считают это для себя целесообразным. Данное право касается и тех сельхозпредприятий, которые являются субъектами спецрежима по НДС.

Однако напомним, что аннулирование НДС-регистрации по собственному желанию возможно только после истечения 12 календарных месяцев после регистрации лица плательщиком НДС (п. 5.2 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 16.01.14 г. № 26, далее – Положение № 26). То есть те сельхозпредприятия, которые недавно стали плательщиками НДС, должны будут оставаться ими не менее 12 месяцев с момента регистрации и только после этого смогут подать заявление об аннулировании такой регистрации.

Для тех предприятий, которые решат аннулировать регистрацию плательщиков НДС (учитывая порядок электронного администрирования НДС, который внедряется с 01.01.15 г.), рассмотрим детальнее, как это сделать.

Порядок аннулирования НДС-регистрации

Добровольное аннулирование регистрации плательщиком НДС в случае, если объемы поставок меньше установленного предела, осуществляется на основании заявления такого плательщика (п. 184.2 НК). Заявление по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 26) следует подать в налоговый орган по месту учета предприятия (п. 5.3 Положения № 26).

Сельхозпредприятия – субъекты спецрежима по НДС для аннулирования регистрации плательщиками НДС также подают заявление по форме № 3-ПДВ (а не по форме № 3-РС, которая подается в случае снятия сельхозпредприятия с регистрации субъектом спецрежима и перехода на уплату НДС на общих основаниях).

Те сельхозпредприятия, которые были зарегистрированы плательщиками НДС до 01.01.14 г. и на момент подачи заявления по форме № 3-ПДВ имеют Свидетельство о регистрации плательщика НДС (т. е. не возвратили его раньше), должны возвратить налоговому органу такое свидетельство и все его заверенные копии.

Налоговый орган имеет право отказать в аннулировании регистрации плательщиком НДС (п. 5.3, 5.4 Положения № 26), если:

 

  • заявление об аннулировании регистрации неправильно составлено (не указаны обязательные реквизиты, приведены недостоверные или неполные данные, не скреплено печатью заявителя и т. п.);
  • отсутствуют законные основания для аннулирования такой регистрации, в частности если лицо соответствует критериям, согласно которым регистрация плательщиком НДС является обязательной;
  • не проведены расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам последнего налогового периода (поскольку уплатить НДС за последний налоговый период на момент подачи заявления по форме № 3-ПДВ невозможно, то данная норма на практике применена быть не может, хотя она и содержится в Положении № 26).

 

В случае отсутствия причин для отказа налоговый орган принимает решение об аннулировании регистрации по заявлению плательщика НДС в течение 10 календарных дней с даты его получения, о чем в письменном виде уведомляет плательщика в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения. При этом аннулирование регистрации осуществляется на дату подачи заявления налогоплательщиком (п. 5.11 Положения № 26).

Следовательно, сельхозпредприятию, имеющему годовой объем операций по поставке меньше 1 млн грн., для снятия с регистрации плательщиком НДС со следующего (2015) года заявление по форме № 3-ПДВ следует подать в первых числах января 2015 года. Ведь в случае подачи заявления, например, в конце декабря 2014 года еще не вступят в силу вышеупомянутые изменения в НК относительно увеличения предельного объема для регистрации плательщиком НДС и нало-говый орган откажет в таком аннулировании.

Начисление налоговых обязательств

Если до момента аннулирования НДС-регистрации товары/услуги, необоротные активы, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита, не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, то согласно п. 184.7 НК в последнем отчетном (налоговом) периоде плательщик НДС должен определить по ним налоговые обязательства исходя из обычных цен. Исключение предусмотрено для случаев, когда регистрация плательщиком НДС аннулируется в результате его реорганизации путем присоединения, слияния, преобразования, деления и выделения (т. е. в таком случае начислять налоговое обязательство не нужно).

Выбор активов для начисления НДС

Из приведенной нормы НК следует, что налоговые обязательства нужно начислять на товары/услуги и необоротные активы, по которым был отражен налоговый кредит, но которые на момент аннулирования НДС-регистрации не были использованы в налогооблагаемых операциях. У сельхозпредприятия к таким активам могут относиться:

 

  • необоротные активы (основные средства и нематериальные активы);
  • остатки ТМЦ, которые хранятся на складах (т. е. в производстве еще не использованы);
  • ТМЦ и услуги, включенные в стоимость незавершенного производства (в частности, в стоимость засеянных полей);
  • ТМЦ и услуги, включенные в себестоимость готовой продукции, которая на момент аннулирования НДС-регистрации не реализована;
  • активы, которые еще фактически не получены, но за которые уплачен аванс и отражен налоговый кредит (исключением является ситуация, когда аванс был уплачен за товары, предназначенные для продажи покупателю, который, в свою очередь, также уплатил за этот товар предоплату, по которой было начислено налоговое обязательство).

 

Для достоверного выбора активов, по которым нужно будет начислить налоговое обязательство, предлагаем следующий порядок действий:

1. Произвести инвентаризацию всех имеющихся необоротных активов, ТМЦ на складах, незавершенного производства и готовой продукции.

2. Из остатков основных средств и ТМЦ выделить те, по которым отражен налоговый кредит. Сельхозпредприятиям-спецрежимщикам рекомендуем отдельно (в отдельных ведомостях) выделить остатки товаров и необоротных активов, налоговый кредит по которым был включен в спецрежимную декларацию по НДС, и отдельно остатки тех товаров и необоротных активов, налоговый кредит по которым был включен в общую декларацию по НДС.

3. Остатки незавершенного производства и готовой продукции следует проанализировать на наличие в их себестоимости «НДС-ных» расходов. То есть выбрать товары (услуги), приобретенные с НДС, который, в свою очередь, вошел в состав налогового кредита спецрежимной декларации по НДС. Для тех предприятий, которые занимаются производством не только сельхозпродукции, но и другой продукции, стоит составить отдельные ведомости по налоговому кредиту, отраженному в спецрежимной и общей декларациях по НДС.

4. Проанализировать дебиторскую задолженность и выбрать ту, которая образовалась путем уплаты аванса за товары (услуги), при условии что НДС был включен в налоговый кредит.

5. Составить два перечня активов, по которым нужно будет начислить налоговое обязательство по НДС: первый – к спецрежимной декларации по НДС, второй – к общей декларации по НДС. В каждом из перечней следует указать: название актива, дату и номер налоговой накладной, по которой ранее был отражен налоговый кредит, базу налогообложения, сумму НДС, который подлежит начислению по каждому наименованию.

База налогообложения

В соответствии с п. 184.7 НК база налогообложения остатков должна определяться исходя из обычной цены. Обычной является цена, определенная сторонами договора (пп. 14.1.71 НК). Поскольку сторон договора в данной ситуации нет, то определять обычную цену придется иным способом. В частности, ею может быть оценочная стоимость остатков, определенная независимым оценщиком согласно соответствующим нормам законодательства. Однако проведение оценки, как правило, – дело недешевое, да и ее обязательность для нашего случая нормами НК не установлена. Поэтому рекомендуем определять обычную цену в порядке, приведенном в п. 189.1 и 198.5 НК, который применяется в других случаях «условной поставки». А именно в качестве обычной цены рекомендуем использовать:

 

  • для необоротных активов – их балансовую (остаточную) стоимость по состоянию на начало последнего отчетного периода;
  • для товаров (услуг) – стоимость их приобретения.

 

Кроме того, напомним, что с 01.01.15 г. (согласно обновленной редакции п. 188.1 НК) база налогообложения операций по поставке также должна быть не ниже, чем вышеприведенные величины. Следовательно, хотя изменения в вышеуказанный п. 184.7 НК с 01.01.15 г. не вносятся (по крайней мере, на сегодняшний день), сельхозпредприятия, которые будут аннулировать регистрацию плательщиком НДС после 01.01.15 г., будут иметь дополнительный аргумент в пользу вышеизложенного способа определения обычных цен для начисления налогового обязательства при аннулировании НДС-регистрации.

Налоговая отчетность

На основании составленных перечней остатков необоротных активов и ТМЦ целесообразно оформить бухгалтерскую справку (справки), а уже на ее основании – налоговую накладную (если обязательство будет начисляться по двум декларациям, то налоговых накладных соответственно также должно быть две). Согласно действующему на сегодняшний день Порядку заполнения налоговой накладной, утвержденному приказом Миндоходов от 14.01.14 г. № 10 (п. 10, 11), такая налоговая накладная оформляется в двух экземплярах, оба из которых остаются у сельхозпредприятия. В верхнем левом углу такой налоговой накладной следует указать тип причины «10».

На сегодняшний день налоговые накладные, все экземпляры которых остаются у поставщика, в Единый реестр не вносятся. Однако с 2015 года в связи с внедрением системы электронного администрирования НДС все налоговые накладные будут составляться в электронной форме и подлежать обязательной регистрации в Едином реестре. Поэтому порядок оформления таких налоговых накладных может измениться.

Такая налоговая накладная составляется в последнем отчетном периоде, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем аннулирования НДС-регистрации (п. 184.6 НК). Следовательно, именно за такой период подается последняя декларация по НДС.

Особые сроки для представления декларации по НДС за последний отчетный период нормами НК не установлены. То есть она подается в общем порядке, а именно: в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 203.1 НК). Например, если заявление об аннулировании НДС-регистрации будет подано в январе 2015 года, декларацию за последний отчетный период следует представить до 20.02.15 г.

Прежде чем представлять последнюю декларацию по НДС, рекомендуем проверить правильность ведения налогового учета по этому налогу и в случае выявления ошибок исправить их в этой декларации. Ведь после представления последней декларации самостоятельно исправить ошибки уже не удастся, поскольку предприятие будет исключено из реестра плательщиков НДС, а значит, подавать уточняющие расчеты по этому налогу не сможет (такое разъяснение ГФС приведено, в частности, в системе ОИР, катего- рия 101.01.05).

Следует отметить, что некоторые региональные налоговые органы считают, что спецрежимщики должны начислять налоговые обязательства по остаткам ТМЦ и необоротных активов, приобретенных для сельхозпроизводства, в общей декларации по НДС, аргументируя это тем, что такие товары не являются сельскохозяйственными.

Однако это мнение ошибочно, поскольку в таком случае начисление налогового обязательства является способом корректировки налогового кредита, а не следствием осуществления операции по поставке товаров (услуг) (в подтверждение этого см. ответ на вопрос на с. 31 данного номера).

Закрытие спецсчета

Поскольку аннулирование НДС-регистрации означает также и потерю статуса спецрежимщика, то сельхозпредприятию нужно будет в месячный срок закрыть свой спецсчет (п. 2 Порядка аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и/или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 12.01.11 г. № 11, далее – Порядок № 11).

Сумма НДС, который аккумулирован на специальном счете, не подлежит изъятию в государственный бюджет (п. 4 Порядка № 11), поэтому перед закрытием спецсчета оставшиеся на нем средства необходимо либо перечислить на текущий счет сельхозпредприятия, либо использовать. При этом следует обратить внимание, что после аннулирования НДС-регистрации остаток средств на спецсчете сельхозпредприятие может использовать на любые цели, а не только на цели, связанные с сельхозпроизводством. Ведь ограничения относительно такого использования, установленные ст. 209 НК и Порядком № 11, касаются только субъектов спецрежима по НДС.

Выводы

1. Аннулирование регистрации плательщиком НДС – процедура хлопотная. В результате начисления налоговых обязательств на остатки активов может получиться
значительная сумма НДС, который подлежит уплате в бюджет.

2. В связи с внедрением с 01.01.15 г. системы электронного администрирования НДС, сельхозпредприятию, которое подаст заявление на аннулирование НДС-регистрации в начале 2015 года, придется сразу уплатить НДС по налоговой накладной, оформленной в соответствии с п. 184.7 НК, на спецсчет в электронной системе администрирования, что приведет к отвлечению оборотных средств.

Если принято решение об аннулировании НДС-регистрации, рекомендуем до конца 2014 года принять меры по уменьшению остатков активов как в общем порядке (реализация), так «нестандартным» способом, например готовую продукцию и ТМЦ можно отгрузить неплательщику НДС, оставив ее у себя на ответственном хранении, а после аннулирования получить обратно.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн / квартал

Купить