• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Анатолий Кинах: «Нельзя списывать на войну задержку реформ»


Отечественная экономика страдает от трагических событий, которые сегодня происходят на Востоке Украины. Структура промышленности Донбасса оказалась очень уязвимой. Объясняется это тем, что значительное количество предприятий региона зависит от рынков постсоветского пространства, прежде всего от Российской Федерации. К массовой гибели людей добавляется обострение социально-экономических проблем. Как действовать в таких чрезвычайных условиях? Что должны делать парламентарии и чиновники? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, лидер депутатской группы «Экономическое развитие» Анатолий Кинах.


Анатолий Кириллович Кинах – ураинский политик, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), депутат Верховной Рады Украины 1, 3–7 созывов, секретарь СНБОУ (2005–2006 годы), министр экономики (2007 год), государственный служащий 1-го ранга.
Родился 4 августа 1954 года в селе Братушаны Единецкого района (Молдова).
Окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности инженер-судостроитель.
2001–2002 годы – премьер-министр Украины.
2004 год – занял шестое место на президентских выборах, один из лидеров Оранжевой революции.
Воинское звание – полковник.Государственные награды: орден князя Ярослава Мудрого IV и V степеней, орден «За заслуги» III степени.
В Киеве живет с 1995 года, до этого с 1981 года жил в Николаеве.
Жена – Марина Владимировна, пресс-секретарь УСПП.


– Анатолий Кириллович, как Вы оцениваете экономическую ситуацию на Донбассе?

– Как очень кризисную. Ранее «Азовмаш», Стахановский вагоностроительный завод, Крюковский вагоностроительный завод и другие отправляли в РФ около 60–70 % своей продукции (вагоны, локомотивы, платформы). Сегодня эти предприятия на грани остановки, причем не только из-за боевых действий. Дело в том, что значительная часть отечественного промышленного потенциала сконцентрирована на Донбассе. На Донецкую и Луганскую области приходится около 15 % украинского ВВП (с учетом предприятий угольной отрасли и металлургического комплекса). Если говорить об экспортном потенциале, то это 20–23 % всех валютных поступлений в казну в результате экспортной деятельности.

Нужно принять решение об адресной помощи таким предприятиям, урегулировать вопрос с банками, решить проблемы, связанные с энергообеспечением, транспортной инфраструктурой и т. д. Правительство и парламент должны минимизировать последствия этой страшной войны. Необходимо отрабатывать программы восстановления рабочих мест, проанализировать ситуацию на внутреннем рынке и адаптировать экономику к внешним рынкам.

Мы должны осознать, что инфраструктура Донбасса разрушается Россией целенаправленно. Это элемент так называемой гибридной войны. Вторжение вооруженных сил РФ на нашу территорию направлено на усиление социально-экономического кризиса и общественно-политического противостояния внутри Украины. Если не предпринимать адекватных действий, мы рискуем оставить сотни тысяч граждан Украины без средств к существованию, в первую очередь без энерго-, тепло- и водоснабжения.

Для ликвидации последствий этой трагедии понадобятся огромные ресурсы. Нам нужно восстанавливать Донбасс с участием международных партнеров. Некоторые позитивные сигналы уже есть: Евросоюз решил предоставить Украине первый транш помощи – это около 500 миллионов евро. Эта помощь, безусловно, важна, но нужно и самим думать, как решать свои проблемы.

– Как известно, Верховная Рада приняла Закон Украины «О санкциях» от 14.08.2014 №1644-VII. Какова главная цель этого документа?

– Главная цель – защищать национальные, экономические и политические интересы Украины. Этот закон может быть задействован и против тех государств, которые ведут агрессивную политику по отношению к Украине. На его основе нужно отрабатывать конкретные секторальные санкции: они могут применяться к иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу, юрлицам, созданным по законодательству Украины, а также к другим субъектам. И это необходимо делать, ведь то, что происходит на Востоке, – не только война против Украины, но и угроза всей системе коллективной безопасности в Европе. Мир должен остановить агрессора. Каждая санкция должна быть подкреплена пакетом действий, чтобы не допустить разрушения нашего промышленного и научно-технического потенциала.

– Но каждая санкция имеет и обратный эффект...

– Нам важно не только ставить такую цель – введение санкций против России, но и прогнозировать их последствия для украинской экономики. Нужно искать определенный баланс. Если, например, речь идет о поставках продукции оборонно-промышленного комплекса, то на этой основе необходимо максимально задействовать внутренние (государственные) оборонные заказы, чтобы поддержать портфель заказов наших стратегических предприятий. Нужно активно работать над адаптацией отечественной продукции к международным стандартам и поиском новых рынков сбыта. Таким образом можно сохранить уникальные коллективы и промышленный потенциал в ракетно-космической, бронетанковой, авиастроительной отраслях экономики...

– На какие отечественные отрасли наиболее негативно влияет война на Востоке Украины?

– Прежде всего на автомобилестроение. Проблема в этой сфере существовала и раньше, поскольку Украина до сих пор не сформировала программу автомобильного развития, локализации производства, импортозамещения и т. д. Значительная часть комплектующих для автомобилей поставлялась предприятиями Донбасса. Это характерно для Запорожского автомобилестроительного завода, корпорации «Богдан» и других производителей. Сегодня такие связи разрушены. Это также один из факторов, негативно влияющих на состояние дел в этой сфере.

Скажем, в июле 2014 года количество произведенных в Украине автомобилей всех видов уменьшилось в девять раз. Даже такой гигант, как ЗАЗ, выпустил за месяц только семь автомобилей, он уже оказался на грани остановки производства. Безусловно, война очень негативно влияет на те области, которые базируются на принципах широкой кооперации. Одно рабочее место в сфере автомобилестроения – это семь-восемь рабочих мест на предприятиях, связанных с этим производством. Поэтому крайне необходимо в сжатые сроки, сохраняя свою территориальную целостность, восстанавливать действие Конституции и законов на Востоке Украины. Это одна из приоритетных задач.

Тем более что к военно-политическим добавляются и социально-экономические проблемы – безработица, снижение платежеспособности населения, перебои с энергоснабжением. Если весь этот негатив сконцентрировать в одну большую проблему, возникает угроза потери контроля над ситуацией в нашем государстве. Такого развития событий допустить нельзя. Представители законодательной и исполнительной власти не имеют права списывать все недоработки на войну. Государство должно себя защищать. Вся система власти должна быть максимально мобилизована.

– Можете привести хотя бы приблизительные цифры, свидетельствующие об угрозе срыва наполнения госбюджета в результате этой войны?

– По последним подсчетам, недофинансирование госбюджета в Донецкой и Луганской областях может составить 14–16 миллиардов гривень. Минимум! По самым скромным подсчетам, в среднем ежемесячно на военные действия расходуется 2 миллиарда гривень. Плюс потери, связанные с отсутствием перечислений от предприятий, на которых производственный процесс приостановлен. У нас только один путь – делать ставку на деловую активность, потенциал внутреннего рынка и создание для него благоприятных условий, несмотря на то, что экономика, по сути, мобилизационная.

Также не стоит забывать, что долги, которые продолжают увеличиваться, придется возвращать. Нужно максимально ускорить проведение реформ, скорее создавать благоприятный инвестиционный климат, противодействовать коррупции. Это важно как никогда! Эти вопросы чрезвычайной важности. Нельзя списывать на войну задержку реформ, развитие малого и среднего бизнеса, вопросы энергосбережения, диверсификацию экспорта (расширение товарной номенклатуры во внешнеэкономических связях страны).

– Украина может рассчитывать на помощь стран Запада?

– Мы ценим помощь западных партнеров. Она важна, но нужно жить своим умом. Я уверен, что большая часть этой помощи направлена на потребление: пополнение наших финансовых резервов, покрытие бюджетного дефицита, а также компенсацию военных и социальных расходов. Для нас принципиально бороться не только за очередные транши МВФ. Нам лучше гордиться не зарубежными займами, а благоприятными условиями для инвесторов. Стагнация экономики усугубляется, а запас прочности исчерпывается как у государства, так и у граждан. Поэтому нужно делать все возможное, чтобы повышать деловую активность Украины.

– По данным СМИ, доллар может подскочить до 20 гривень. Это реально?

– Такие риски исключать нельзя. Все будет зависеть от качества и системности нашей социально-экономической политики. Курс национальной денежной единицы – не только результат деятельности Нацбанка. Стабильность финансовой системы – интегральный показатель состояния дел всей экономики государства. Нацбанк и Кабмин должны разработать совместную программу действий. Вспомните о финансовом кризисе 1990-х годов, когда в правительстве проводились совместные заседания министров и банкиров, а затем принимались антикризисные меры. Стоит напомнить и о зарубежном опыте во времена кризиса 2008 года. Например, в Германии тогда срочно провели совместное заседание правительства, центробанка и бундестага (парламента), благодаря чему приняли целый пакет антикризисных мер. Украина тоже должна действовать по такой программе, хотя бы до конца года. А пока ее нет, мы вынуждены реагировать на кризисные ситуации только ситуативно. То есть играть роль амебы, которая дергается в разные стороны в зависимости от показателей солености воды.

– Что можете сказать о показателях нового госбюджета?

– В нынешних условиях это очень сложно спрогнозировать. Тем более что бюджетный процесс еще не начался. Хотя проект основного финансового документа страны нужно было внести в парламент еще во второй половине августа 2014 года. Главная задача нового госбюджета – направлять ресурсы на развитие экономики и восстановление инфраструктуры Донбасса. По официальным данным, раньше для восстановления Донбасса нужно было не менее 8 миллиардов долларов, а сегодня, наверное, уже в два раза больше...

– Насколько Вашу тревогу разделяют в Верховной Раде?

– Этот вопрос был поднят на недавней встрече представителей парламентских фракций и групп с Президентом Украины. Ситуация очень серьезная. Одновременно перед нами возникло несколько важных задач, в частности достижение мира и безопасности на Востоке Украины и проведение досрочной предвыборной парламентской кампании. Объединить эти два процесса очень сложно. В случае очередной волны обострения ситуации, которая сегодня намного сложнее, чем полгода назад, выборы в Верховную Раду потеряют свою значимость.

Эти выборы нужно воспринимать не как конкуренцию денег и технологий, а как шанс получить ответ на запросы и требования общества. Лично я буду делать все, что от меня зависит, чтобы ситуация в стране стабилизировалась. В свое время мне выпала честь быть среди парламентариев, чьими голосами была утверждена независимость Украины. С тех пор сменилось целое поколение, а проблемы стали значительно больше, чем в августе 1991 года.

Мир на месте не стоит. Особенно Восточная Европа и Прибалтика. Мы отстаем даже от других постсоветских стран. Надеюсь, несмотря на политическую конкуренцию, мы сможем совместными усилиями решить насущные вопросы современности: ратификация соглашения об ассоциации с ЕС, укрепление национальной безопасности, компенсация и минимизация наших потерь на восточных рынках, пересмотр импортно-экспортной политики.

Важно также остановить девальвацию гривни, поскольку это негативно сказывается на благосостоянии наших граждан. Обесценивание национальной валюты связано с ростом розничных цен. Ведь значительная часть потребительских товаров импортного происхождения. Учитывая, что девальвация гривни достигла 70 %, необходимо искать соответствующие компенсаторы. Нужно воспользоваться адресной соцзащитой, не допустить утраты доверия населения к банковской системе, оказать помощь людям, которые не могут погасить долларовые кредиты. Рисков очень много. Но в обществе есть понимание того, что Родину нужно защищать. И это вселяет надежду на преодоление наших сложностей и проблем.

Беседовал Валентин Ковальский

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить