• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Алгоритм против произвола

Александр Ефимов

01.12.2014 105 0 0

В случае непринятия налоговой декларации действия налоговиков нужно обжаловать.


Если налоговые органы отказываются принимать налоговую декларацию, ссылаясь на «низковатый уровень налоговой нагрузки», нужно зафиксировать этот факт путем видеофиксации и привлечения свидетелей. В любом случае представлять такую декларацию лучше заранее, чтобы иметь время для решения спорных вопросов. Итак, отрабатываем алгоритм действий в случае неправомерного поведения должностных лиц налоговых органов.


Александр Ефимов,
доцент кафедры гражданского и трудового права
Киевского национального экономического университета
имени Вадима Гетьмана, кандидат юридических наук

Термины «налоговая нагрузка» и «налоговая отдача» законодательством не определены. То есть де-юре они якобы не существуют, но в нормативно-правовых актах используются. Чтобы убедиться в этом, загляните в п. 1.7 Приказа № 631 и обратите внимание на название этого документа.

Если бы в нашем государстве действительно боролись с коррупцией, в случае занижения налоговой отдачи разоблачались бы нелегальные схемы уклонения от налогообложения. Ведь учитывая приложение № 8 к Приказу № 631 применение среднеотраслевого уровня налоговой отдачи свидетельствует о том, насколько честно предприниматель уплачивает налог на прибыль. При этом степень честности измеряется путем сопоставления среднеотраслевого уровня налоговой отдачи с декларируемыми показателями налоговой декларации.

1 из 1

Уровень налоговой отдачи определяется путем деления показателя строки 12 (начисленная сумма налога) декларации на показатель строки 3 (скорректированный валовой доход). То есть рассчитывается соотношение сумм налога и дохода. Самый низкий уровень налоговой отдачи установлен для отрасли производства мяса и мясных продуктов (0,65 %), а самый высокий — для отрасли добычи металлических руд (8,17 %). Ну а представители гостиничного и ресторанного бизнеса должны продемонстрировать налоговую отдачу на уровне 2,56 %.

1 из 1

Привлечение за «неэффективность»

ГНС (связи с неоднократным переименованием здесь и далее под ГНС подразумевается орган, реализующий государственную налоговую политику Украины) не заявляла о том, что она не будет принимать налоговые декларации с заниженным показателем налоговой отдачи. По логике вещей, налоговиков должны интересовать именно такие декларации. Ведь низкая налоговая отдача — это формальные основания для совершения соответствующих действий по отношению к налогоплательщикам, которые, с точки зрения фискального ведомства, являются «неэффективными». В частности, в случае выявления таких деклараций налоговые органы обязаны:

  • усилить контроль за полнотой начисления сумм НДС с учетом результатов автоматизированного сопоставления налоговых обязательств контрагентов плательщиков, уплачивающих мало налогов;
  • обеспечить отработку схем финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, цепей поставок для выявления контрагентов с признаками фиктивности, схем минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения, в том числе с использованием «транзитных» предприятий, уделив внимание обеспечению трудовыми ресурсами, производственными мощностями, складскими помещениями, легитимности нерезидентов и правомерности проведения экспортно-импортных операций, уровню уплаты налогов, его соответствию показателям данной отрасли и результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • принять исчерпывающие меры по привлечению к ответственности, в частности уголовной, должностных лиц субъектов хозяйствования, уклоняющихся от уплаты налогов, используя «налоговые ямы»;
  • улучшить организацию работы в части безусловного выполнения задач по предупреждению возмещения безосновательно задекларированных сумм НДС, сокращению остатков невозмещенного НДС, в первую очередь — с нарушением законодательно установленных сроков проверок;
  • рассмотреть вопрос о наличии признаков преступлений, связанных с доведением до банкротства, фиктивным банкротством, по каждому факту вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве налогоплательщиков, которые не уплатили налоговые обязательства или не погасили налоговый долг, и принять соответствующие меры, в частности относительно требований к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
  • обеспечить взыскание с плательщиков налога — выгодоприобретателей выявленной суммы НДС, которая ранее не была включена в состав налоговых обязательств.

Этот перечень не исчерпывающий, однако в полном виде он все равно не содержит такого действия, как «отказ в принятии декларации». Да это и логично, ведь налоговая декларация, исправленная (а в действительности — сфальсифицированная с подачи ГНС) до уровня налоговой отдачи, не должна давать оснований для привлечения субъектов хозяйствования к ответственности. Однако налоговая нагрузка существует, ее применяют против налогоплательщиков. Подтверждением тому являются запросы, поступающие в ГНС, и ее ответы через СМИ.

1 из 1

Определение степени риска

Интересно, что способы расчета показателей степени риска в деятельности плательщика налога и показателей налоговой нагрузки очень похожи между собой.

Например, в соответствии с абзацем вторым п. 77.2 НК налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем раз в три календарных года. А согласно абзацу четвертому п. 77.2 НК также не чаще чем раз в три года планово проверяются юридические лица, у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период (а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет также не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период). То есть снова говорится о применении соотношения суммы налога к сумме задекларированного дохода (от этого зависит частота проверок налогоплательщика контролирующими органами). Указанное положение НК продублировано и в р. 1 Методрекомендаций № 190.

Действующим законодательством не предусмотрены требования относительно указания в налоговой декларации определенного уровня налоговой нагрузки. В Методрекомендациях № 201 (подраздел «Критерии рисков деятельности небанковских учреждений» р. IV) указан такой критерий: «… декларирование финансовым учреждением налоговой нагрузки меньше 1 процента (для страховых компаний — меньше 3 процентов». То есть показатель налоговой нагрузки используется исключительно в целях отбора налогоплательщиков для их первоочередного включения в план-график плановых выездных проверок.

1 из 1

Позиция налоговиков

В соответствии с п. 49.10 НК должностным лицам запрещено отказывать налогоплательщикам в принятии налоговых деклараций по каким-либо причинам, не определенным нормами НК. Более того, контролирующие органы не имеют права предъявлять к налогоплательщикам какие бы то ни было требования, касающиеся изменения показателей налоговых деклараций (расчетов), уменьшения или отмены отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и пр.

Однако тот факт, что налоговики не принимают налоговые декларации с низким уровнем налоговой нагрузки, подтверждается многочисленными запросами налогоплательщиков.

Плательщики спрашивают, имеет ли право налоговая инспекция отказать в принятии налоговой декларации и как действовать налогоплательщику в таком случае. В своих консультациях работники налоговых органов отвечают, что налоговую декларацию могут не принять только в случае, если она заполнена не по правилам. Скажем, если в ней не указаны обязательные реквизиты, нет подписи соответствующих должностных лиц, не поставлена печать налогоплательщика. В таких случаях контролирующий орган должен обратиться к налогоплательщику с письменным предложением представить новую налоговую декларацию с исправленными показателями и указанием оснований непринятия предыдущей.

В случае такого обращения налогоплательщик имеет право:

  • представить новую декларацию и уплатить соответствующий штраф;
  • обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

Кроме того, налоговики отмечают, что отказ принять налоговую декларацию по любым причинам или выдвижение каких-либо условий такого принятия расценивается как превышение служебных полномочий, что влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.

В случае отказа налоговики рекомендуют налогоплательщику до истечения предельного срока представления декларации отправить ее по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, к декларации нужно приложить заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа. Составляется такое заявление в произвольной форме с указанием фамилии должностного лица, отказавшегося принять декларацию, и даты, когда это произошло. Декларация считается представленной в момент ее вручения через почту. Однако нужно учесть, что в соответствии с п. 49.5 НК отправлять по почте декларацию нужно за 10 дней до предельного срока ее представления. И еще один важный момент: даже если плательщику было отказано в приеме декларации, он должен погасить самостоятельно определенное налоговое обязательство.

Налоговики разъясняют, что, принимая налоговую декларацию, уполномоченное должностное лицо органа ГНС обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 48.3 и 48.4 НК. Другие показатели, указанные в налоговой декларации, до ее принятия проверке не подлежат (см. разъяснение в подкатегории 135.02 Базы знаний Миндоходов).

Кроме того, налоговики советуют плательщикам обратить внимание на то, что согласно п. 49.9 НК должностное лицо обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения. Такая декларация считается принятой при наличии на всех ее листах отметки (штампа) органа ГНС с указанием даты получения или квитанции в случае представления средствами электронной связи или по почте.

1 из 1

Действия плательщиков

В случае непринятия налоговой декларации из-за «слишком низкого уровня налоговой нагрузки» налогоплательщик должен поступить следующим образом.

  1. Зафиксировать факт отказа работника ГНИ принять налоговую декларацию, даже если он отказывается назвать причины такого отказа. Сделать это можно, например, путем видеофиксации и привлечения свидетелей (чем больше, тем лучше). Желательно, чтобы свидетели не были родственниками, друзьями или близкими знакомыми. И чтобы они потом согласились подтвердить свои показания в ГНИ или суде.
  2. Представить налоговую декларацию по почте не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока ее представления.
  3. Вместе с декларацией в конверт нужно вложить жалобу, составленную в произвольной форме, об отказе работника ГНИ принять налоговую декларацию и указать причины такого отказа (если они были озвучены работником ГНИ). Кроме того, в жалобе следует указать свидетелей, их адреса, а также обратить внимание на зафиксированный факт отказа средствами видеозаписи (видеокамера, мобильный телефон). Видеофиксация факта нарушения налоговиками действующего законодательства далеко не всегда воспринимается как доказательство. Но это поможет сформировать определенное представление судьи о том, что происходило на самом деле. А вот показания свидетелей в соответствии со ст. 69 и 77 КАС являются доказательствами для суда.
  4. Уплатить налоги в сроки, установленные НК.

Указанный алгоритм действий, возможно, не идеальный, но является действенным средством воздействия на неправомерное поведение налоговиков.

1 из 1

Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

КАС — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 № 2747-IV.

Приказ № 631 — приказ ГНАУ «Об уровне налоговой нагрузки за третий квартал 2008 года» от 03.10.2008 № 631.

Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.2011 № 190.

Методрекомендации № 201 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 № 201.


Дата подготовки
15.07.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Алгоритм против произвола