Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

6 вариантов построения маркетинга в малом бизнесе

Редакция

22.02.2017 189 0 0

Почти 50% владельцев малого бизнеса в США признались, что они лично занимаются маркетингом в своей компании, не имея ни отдельно выделенных работников, ни подрядчиков (данные InfusionSoft, опрос 1000 компаний, проведенный в конце 2016 года). Еще 6,5% сказали, что вообще не знают, кто проводит их маркетинг. Остальные предприниматели для решения маркетинговых задач имеют кого-то в штате или нанимают аутсорсеров. При этом представители американского малого бизнеса собираются в этом году проводить немало маркетинговых активностей: работу с социальными сетями планируют 70% респондентов, email-маркетинг – 44%, интернет-рекламу – 42%, SEO – 40%, печатную рекламу и direct-mail – 28%, контент-маркетинг – 27%. В то же время самым большим вызовом на 2017 год опрошенные владельцы определили так - найти время и ресурсы на маркетинг.

С американскими тенденциями мы познакомились, теперь стоит перейти к нашим реалиям. Безусловно тенденции у нас похожи, потому что владелец малого бизнеса должен быть одновременно везде и заниматься всем. На нем и продажи, и поиск новых клиентов, и финансы, и бухгалтерия, и налоговая, и работники, и еще десятки вопросов ежедневно. Конечно, что маркетинг часто является тем направлением, до которого руки доходят только по остаточному принципу. В то же время большинство владельцев понимает: чтобы остаться на рынке, где невероятными темпами все меняется, переходит в цифровой формат, нужно что-то делать. Частично кто-то и как-то делает, если остается время и средства. Вопрос в том, как сделать так, чтобы эти активности приносили видимый и ощутимый результат.

Давайте рассмотрим несколько типовых подходов к построению системы маркетинга на малом предприятии, с их плюсами и минусами. Первые три варианта касаются in-house маркетинга, то есть вся работа выполняется внутри компании. Три последних варианта предусматривают передачу функции внешним специалистам.

Вариант 1. Владелец = маркетолог.

Владелец малого бизнеса всегда в душе немножко маркетолог, человек творческий и готов к экспериментам. С другой стороны, владелец вовсе не должен быть специалистом по маркетингу, это не его основная забота. Но если он имеет стойкое желание идти впереди рынка и иметь долгосрочные преимущества перед конкурентами, то ему придется самому нырнуть в глубины современного digital-маркетинга, а именно:

- Прежде всего, стоит выделить отдельное время именно на эту функцию. Вначале хотя бы 4-6 часов в неделю.

- Придется учиться, чтобы получить базовые представления о современных маркетинговых инструментах, и не стать жертвой недобросовестных подрядчиков. Сейчас немало возможностей как для онлайн обучения (курсы, статьи, вебинары), так и для тематических мероприятий в оффлайне. Держать себя в тонусе нужно постоянно, потому что технологии меняются молниеносно.

- Основное время сначала стоит уделить разработке комплексной стратегии и плана маркетинга, чтобы следующие активности были системными, постоянными и имели наибольший эффект, а не носили характер хаотичных, или таких, которые зависят от собственного настроения или вдохновения.

- Понять, с каким функционалом компания сможет справиться самостоятельно, а что  все же придется отдать подрядчикам (например, такие вещи, как SEO вряд ли получится сделать самостоятельно).

- Подготовить детальный план действий для тех функций, которые останутся на владельце, и его придерживаться.

Основной риск: когда начнет «гореть» в другом месте, владелец перебросит все силы туда, и снова может оставить маркетинговые функции без внимания.

Вариант 2. Распределение функций между работниками компании.

Владелец может перевести маркетинговый функционал на своих работников. Главное, чтобы этот функционал был понятен и четко определен на момент распределения функций. Далее можно использовать сильные стороны коллектива. Кто умеет красиво писать – будет ответственным за PR и соцсети. Системные администраторы могут по традиции отвечать за сайт. Секретарь – за офлайн рекламу и печатные материалы. Продавцы – организацию мероприятий для партнеров. И так далее. Стоит помнить, что ответственность за стратегическое планирование все равно остается на владельце, как и ответственность за общий результат. Этот вариант может сработать как временное, но не стоит ожидать от любительского подхода высоких результатов. Кроме того, большинство работников не слишком тепло воспринимает дополнительную нагрузку без дополнительной мотивации, и может отнестись к новым задачам соответственно.

Основной риск: важные для компании функции в руках любителей могут привести к обратному эффекту. Грубо говоря, не стоит поручать уборщице разработку макета поздравительной открытки. Жаль репутации будет намного больше за призрачную экономию. Да и уборщица не успеет как следует убрать.

Вариант 3. Наемный работник или отдел.

Наличие одного лица, ответственного за маркетинговые функции, существенно упрощает жизнь владельца, если этот сотрудник имеет достаточную квалификацию и опыт. Как правило, маркетолог в компании сможет самостоятельно закрыть несколько направлений. Стоит учесть, что как только в компании появляется выделенный специалист, его функционал имеет тенденцию к росту в геометрической прогрессии. Поэтому владельцу очень важно не заставлять его хвататься за все и сразу, а выделить приоритетные направления, которые потенциально могут принести компании наибольший эффект. Даже самый квалифицированный специалист не сможет лично закрывать все направления, поэтому очевидным развитием ситуации будет или набор дополнительных специалистов со специфическими умениями, что не всегда целесообразно с финансовой точки зрения, или наем подрядчиков.

Основной риск: если специалист один, то его квалификация и опыт должны быть достаточными. Студент без опыта работы вряд ли станет эффективным помощником для владельца. Также есть риск перегрузки специалиста и неравномерное распределение внимания между проектами или функциями. Также работник может заболеть или уйти в отпуск, или уволиться, и тогда выполнение функции на определенное время может просто остановиться.

Вариант 4. Фрилансер.

Этот вариант сегодня считается одним из самых дешевых способов «завести» специалистов по отдельным направлениям, чаще всего это касается SMM-менеджеров, которые ведут аккаунты компании в соцсетях. Далеко не всегда фрилансер – это вчерашний студент, как это часто представляют. Но, действительно, в большинстве случаев такой специалист может управляться с десятками клиентов, не имея специального образования или особого опыта. Далеко не каждый фрилансер будет задумываться о стратегии работы или об эффективности определенных приемов. Поэтому целесообразно выбирать такой формат работы, когда владелец очень четко понимает, что именно он хочет получить на выходе, и имеет четко прописанные бизнес-процессы. При этом представитель компании должен постоянно контролировать фрилансера и быть готовым быстро его заменить в случае «форс-мажоров».

Основной риск: работа с фрилансерами требует четкой постановки задач и постоянного контроля со стороны владельца. Чтобы найти «своего» специалиста владельцу часто приходится сменить не одного фрилансера. Такой работник не слишком привязан к компании, поэтому владельцу следует всегда иметь под рукой запасной вариант.

Подробнее смотри по ссылке: http://chp.com.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы